Глава XII. ДОГОВОРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ ПРАВОСУБЪЕКТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ) 1. Учредительный договор
Договорное право - Договорное: Заем, Кредит, Факторинг, кн.5, т.1

 

 

Понятие учредительного договора. Юридические лица, имеющие корпоративную природу (построенные на началах членства), создаются и действуют на основе воли учредителей, выраженной в учредительных документах. К числу учредительных документов юридического лица ст. 52 ГК относит устав и учредительный договор. Все та же статья выделяет ситуации, при которых учреждаемое юридическое лицо может действовать на основании общего положения об организациях соответствующего вида. В подобных случаях в отличие от учредительного договора воля учредителей, выражающаяся в образовании юридического лица, одновременно направлена на то, чтобы подчинить отношения учредителей (участников) включенным в положение нормам. Особый характер подобного способа создания юридического лица, связанный с определенным ограничением свободы воли учредителей (участников), явился причиной того, что возможность действовать на основании общего положения имеют только юридические лица, которые не являются коммерческими организациями, и к тому же лишь при непременном наличии на этот счет указания в законе. Так, в соответствии со ст. 29 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" <*> адвокатские палаты действуют на основе общих положений для организаций этого вида, предусмотренных данным Законом.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102; 2003. N 44. Ст. 4262.

 

Статья 52 ГК различает три варианта использования индивидуальных учредительных документов. При первом - это только устав, при втором - учредительный договор и устав, а при третьем - только учредительный договор.

Случаи исключения направленного на создание юридического лица договора из числа учредительных документов предопределяются отчасти причинами юридико-технического характера. Поскольку невозможно заключить договор "с самим собой", организации с одним участником могут быть созданы при отсутствии общего положения о юридических лицах данного вида на основе одного лишь устава. В остальных ситуациях подобный вариант применяется, если он предусмотрен ГК и изданными в его развитие законами.

В самом Гражданском кодексе именно устав назван единственно необходимым учредительным документом для производственных кооперативов (п. 1 ст. 108 ГК) и потребительских кооперативов (п. 2 ст. 116 ГК). Кроме того, значение устава как достаточного учредительного документа предусмотрено в отдельных законодательных актах применительно к таким, в частности, юридическим лицам корпоративного типа, как объединения страховщиков (ст. 14 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации"), профессиональные союзы, а также объединения (ассоциации) профсоюзов (ст. 7 Закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности") <1>, товарные биржи (ст. 17 Закона "О товарных биржах и биржевой торговле") <2>, торгово-промышленные палаты (ст. 8 Закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации") <3>, товарищества собственников, объединения работодателей (ст. 11 Закона "Об объединениях работодателей") <4>, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (ст. 16 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") <5>, общественные или религиозные организации некоммерческих партнеров (ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях") <6>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148.

<2> Ведомости РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

<3> Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1309.

<4> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4741.

<5> СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1801.

<6> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870.

 

Гражданский кодекс указывает в числе юридических лиц, создаваемых на основе двух учредительных документов - учредительного договора и устава - общества с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 89), общества с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 95 предусматривает применение к обществу с дополнительной ответственностью правил Гражданского кодекса об обществах с ограниченной ответственностью), а также относящиеся к числу некоммерческих организаций ассоциации и союзы, объединяющие коммерческие и некоммерческие организации (п. 1 ст. 122 ГК). Что касается отдельных законов, то в дополнение к случаям, указанным в ГК, необходимость использования в качестве учредительных документов вместе с уставом и учредительного договора предусмотрена, в частности, применительно к ассоциациям (союзам) садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих организаций (ст. 9 Закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"), союзам (ассоциациям) сельскохозяйственных кооперативов (п. 4 ст. 5 Закона "О сельскохозяйственной кооперации"), союзам потребительских обществ (ст. 31 Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации") <*>, союзам (ассоциациям) общественных организаций (ст. 13 Закона "Об общественных объединениях") <**>, коллегиям адвокатов (ст. 22 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации").

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3306.

<**> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

 

Последний по счету вариант учредительного документа - учредительный договор используется главным образом в указанных в ГК случаях: при создании полных товариществ (п. 1 ст. 70) и товариществ на вере (п. 1 ст. 83), некоммерческих организаций (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях) <*>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. В тех предусмотренных законом случаях, когда некоммерческое юридическое лицо действует на основании общего Положения об организациях данного вида, индивидуальный устав не требуется. Учредительным документом в таком случае следует признать акт, которым данная организация создается. Этот акт должен содержать те сведения, которых нет и не может быть в общем Положении об организациях данного вида (наименование, место нахождения и т.д.).

 

Как общее правило состав необходимых и достаточных для данного вида корпоративных юридических лиц учредительных документов предусмотрен однозначно императивными нормами. Исключение составляют те виды юридических лиц, применительно к которым за учредителями (участниками) признано право на выбор учредительных документов. Примером служит Закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях", который допускает учреждение соответствующих организаций по их выбору на основе Общего положения о первичной профессиональной организации или устава. Можно указать также на ст. 14 Закона "О некоммерческих организациях", которая закрепила за учредителями (участниками) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций возможность ограничиться заключением одного лишь учредительного договора. И это при том, что общая на этот счет норма, относящаяся к некоммерческим организациям, называет в числе учредительных документов одновременно оба: устав и учредительный договор <*>.

--------------------------------

<*> Приведенные правила, правда, расходятся со ст. 122 (п. 1) ГК, которая, как уже отмечалось, не делая в этом случае различий между объединением коммерческих и некоммерческих организаций, предусматривает, что учредительными документами таких объединений (ассоциаций и союзов) являются "учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав".

 

Факультативная норма на этот счет включена в Закон "Об общественных объединениях" (ст. 13). Им установлено, что союзы (ассоциации) общественных объединений создаются на основе учредительных договоров и (или) уставов.

По поводу правовой природы учредительных договоров, имея в виду их соотношение с договорами простого товарищества, определились две существенно отличные одна от другой точки зрения. В то время как одна группа авторов считает учредительный договор самостоятельным видом гражданско-правовых договоров, другая, напротив, рассматривает такой договор как разновидность договоров простого товарищества.

Разделяющий взгляды первой группы, Е.А. Суханов обратил внимание на то, что участники договора простого товарищества "юридически не обособляют имущество, используемое ими для совместной деятельности. Иначе говоря, они не создают для этого нового субъекта права - юридическое лицо - и потому отвечают по общим долгам, хотя и в долевом или солидарном порядке, но всем своим имуществом. По указанному признаку договор о совместной деятельности (под ним автор в данном случае подразумевает договор простого товарищества. - М.Б.) четко отграничивается от учредительного договора (абз. 2 п. 2 ст. 52 ГК), который объединяет усилия участников по созданию нового субъекта юридического лица и является его учредительным документом, определяющим статус такого юридического лица на все время его действия" <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1996. С. 253 - 254.

 

Другую точку зрения представлял, в частности, И.В. Елисеев, полагавший: "Буквальное толкование п. 1 ст. 1041 ГК позволяет сделать вывод лишь о том, что само по себе объединение товарищей не является юридическим лицом. Что же касается возможных целей деятельности такого неправосубъектного объединения, то никаких ограничений на создание юридических лиц закон формально не предусматривает". В конечном счете И.В. Елисеев приходил к выводу, что "деятельность лиц по созданию полного товарищества и взаимоотношение по управлению последним вполне укладывается в рамки договора о совместной деятельности (простого товарищества)" <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.Н. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2003. С. 765 - 766. См. также: Масляев А.И., Масляев И.А. Указ. соч. С. 15 - 16; Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. С. 145 (автор - В.А. Рахмилович - полагал, что "учредительный договор является, по существу, разновидностью договора о совместной деятельности, предусмотренного ст. ст. 1041 - 1054 ГК").

 

В возникшем расхождении более обоснованной представляется все же точка зрения сторонников разграничения учредительного договора и договора простого товарищества <*>.

--------------------------------

<*> См.: Ем В.С., Козлова Н.В. Учредительный договор: понятие, содержание, сущность и правовая природа. Комментарий действующего законодательства // Законодательство. 2000. N 3. С. 7; Зобовязальне право / Под ред. О.В. Дзеры. Киев, 1998. С. 757; Касымханов А.М. Учредительный договор // Договоры в гражданском праве: Проблемы теории и практики. Т. 1. Алматы, 2000. С. 63.

Эту же позицию разделяет В.В. Чубаров: "Данный договор (договор простого товарищества. - М.Б.) следует отличать от учредительного договора... Последний является учредительным документом вновь создаваемого юридического лица и действует на всем протяжении его существования. Напротив, договор о совместной деятельности, если он приводит к созданию самостоятельного юридического лица, прекращается, а общее имущество товарищей, если иное не предусмотрено договором, становится собственностью этого юридического лица" (Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. С. 75).

Отмечая определенную близость учредительного договора к договору простого товарищества, А.Б. Савельев приходит все же к выводу: "Указанные договоры обладают и отличиями. Учредительный договор всегда направлен на создание юридического лица. Он не прекращается по достижении поставленной цели, а сохраняет силу до тех пор, пока существует само это юридическое лицо. В результате исполнения договора простого товарищества (в части передачи имущественных вкладов) стороны становятся долевыми собственниками этого имущества, а в результате исполнения учредительного договора единым собственником всего имущества становится созданное юридическое лицо" (Савельев А.Б. Указ. соч. С. 284).

 

При решении соответствующего вопроса следует исходить из сопоставления признаков обоих договоров. В этой связи ключевое значение имеет, очевидно, то, что:

во-первых, назначение договора простого товарищества выражается в создании одноименного товарищества как определенной разновидности коллективного образования, лишенного прав юридического лица, в то время как учредительные договоры, о которых идет речь, направлены на создание коллективных образований - юридических лиц, что исключает отнесение того и другого договора к числу договоров одного и того же вида <*>;

--------------------------------

<*> Именно по этой причине в учебнике "Гражданское право" (Т. 2. Полутом II / Под ред. Е.А. Суханова) в разделе "Совместная деятельность" выделена гл. 52 "Договор простого товарищества (о совместной деятельности)" и наряду с ней - гл. 53 "Учредительный договор". Можно указать также на книгу "Гражданское право России. Обязательственное право" (под ред. О.Н. Садикова. М., 2004), в которой наряду с договором простого товарищества на этот раз в гл. 34 ("Договоры, не урегулированные Гражданским кодексом РФ") выделен особо параграф "Учредительный договор о создании юридического лица" (автор - О.Ю. Шилохвост). При этом в понятие соответствующего договора включено указание на то, что этот договор "определяет порядок совместной деятельности" (с. 762).

 

во-вторых, учредительный договор устанавливает с момента регистрации юридического лица правовую связь не только между теми, кто его подписал, но и каждого из них с самим созданным образованием <*>;

--------------------------------

<*> Н.В. Козлова в этой связи обратила внимание на то, что "товарищеское соглашение является договором особого рода, ибо из него возникают права и обязанности не только в отношениях между лицами, его подписавшими, но также между самими участниками и объединением как таковым. Договариваясь между собой об объединении части своих финансовых средств, партнеры передают их не друг другу, а в собственность создаваемого ими юридического лица. Причем значительная часть денежного или имущественного вклада каждого из учредителей вносится ими уже после регистрации юридического лица: деньги - на расчетный счет предприятия, а имущество передается на его баланс" (Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческого общества и товарищества. М., 1994. С. 27).