Печать
PDF

Глава 6. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Posted in Банковское право - Банковское право (Под ред. проф. А.А. Травкина)

Глава 6. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ КРЕДИТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Неустойка
2. Залог
Участники (субъекты) залоговых правоотношений, их права и обязанности
Предмет залога
Договор о залоге (общие положения)
3. Некоторые особенности правового регулирования ипотеки
Общие положения об ипотеке
Регистрация ипотеки
Реализация прав залогодержателя
4. Поручительство
5. Банковская гарантия

1. Неустойка

Неустойка (штраф, пени) — определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330).
В юридической литературе дореволюционного периода велись дискуссии по поводу понятия неустойки. Ряд цивилистов (Пестржецкий, Буцковский, Мандро, Кавелин, Гольмстен, Боровиковский) определяли неустойку как штраф или пеню в размере известной денежной суммы, которую одна сторона обязана уплатить другой в случае ее неисправности в исполнении обязательства. Шершеневич следующим образом определял неустойку: “Под неустойкой, как средством обеспечения, понимается присоединенное к главному обязательству дополнительное условие о платеже должником известной суммы на случай неисправности в исполнении”.
В то же время другие правоведы, и в частности Мейер, хотя также определяли неустойку как пеню, налагаемую на контрагента в случае неисправности его в исполнении обязательства, которая состоит обыкновенно в платеже известной суммы денег, но считали, что неустойка может заключаться также в передаче должником кредитору определенного имущества либо в совершении для последнего какого-либо действия. Любопытно, что близким к подобному определению был и подход российских правоприменительных органов, в том числе Сената, который понимал неустойку в качестве условия об ответственности, заключающегося в доставлении одной стороной другой имуществе иного удовлетворения, то есть не одной только денежной суммы, но и другого имущества или действия, имеющих известную ценность.
В проекте Гражданского Уложения Российской Империи, внесенного в 1913 г. на рассмотрение Государственной Думы, неустойка определялась как “денежная сумма, которую одна из договаривающихся сторон обязывается уплатить другой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принятого на себя обязательства” (ст. 1601). Однако в другой статье (ст. 1608) указывается, что правила соответствующих статей (включая ст. 1б01) имеют применение и в том случае, когда задаток, отступное или неустойка условлены по договору не в денежной сумме6. В материалах Редакционной Комиссии, подготовившей проект Гражданского Уложения, по этому поводу сказано, что хотя в основных нормах (ст. 1601— 1607) о предмете задатка, отступного и неустойки говорится только о деньгах в целях удобства изложения, а также потому, что в большинстве случаев о ни действительно состоять деньгах; но так как задаток, отступное и неустойка могут заключаться во всякого рода вещах и действиях, причем отношения, возникающие из соглашений этого рода, ничем по существу не отличаются от отношений денежного характера, то и признается необходимость распространить на них соответствующие правила7. Таким образом, в тот период и законодательством и доктриной неустойки, наряду с подлежащей уплате должником, нарушившим обязательство, кредитору определенной денежной суммы, признавалась также обязанность передать определенное имущество или совершить определенное действие.
В настоящее время законодатель четко определил неустойку как денежную сумму.
Привлекательность неустойки, ее широкое применение в целях обеспечения договорных обязательств объясняются прежде всего тем, что она представляет собой удобное средство упрощенной компенсации потерь кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств. В этом смысле неустойке присущи следующие черты: предопределенность размера ответственности за нарушение обязательства, о котором стороны знают уже на момент заключения договора; возможность взыскания неустойки за сам факт нарушения обязательства, когда отсутствует необходимость представления доказательств, подтверждающих причинение убытков и их размер; возможность для сторон по своему усмотрению формулировать условие договора о неустойке (за исключением законной неустойки), в том числе в части ее размера, соотношения с убытками, порядка исчисления, тем самым приспосабливая ее к конкретным взаимоотношениям сторон и усиливая целенаправленное воздействие.
Порядок исчисления денежной суммы, составляющей неустойку, может быть различным: в виде процентов от суммы договора или его неисполненной части; в кратном отношении к сумме неисполненного или ненадлежаще исполненного обязательства; в твердой сумме, выраженной в денежных единицах.
В законодательстве традиционно (и ГК не составляет исключения) в качестве иных названий неустойки применяются термины штраф и пени. Если в отношении штрафов трудно выделить какие-либо особенные черты, то специфические признаки неустойки в виде пени очевидны. Они заключаются в том, что пеня устанавливается на случай просрочки исполнения обязательства, то есть она призвана обеспечить лишь своевременное представление исполнения обязательства; пеня, как правило, определяется в процентах по отношению к сумме обязательства, не исполненного в установленный срок; пеня представляет собой неустойку за длящееся нарушение обязательства, которая взыскивается за каждый последующий период (например, за каждый день) просрочки неисполненного в срок обязательства.
Неустойка, как и другие гражданско-правовые средства обеспечения обязательств, является дополнительным средством к основному обязательству.
В законодательстве и судебной практике по основаниям возникновения такого дополнительного обязательства неустойку подразделяют на договорную и законную. Договорная неустойка устанавливается по соглашению сторон договора. Ее размер, порядок исчисления, условия применения и т. п. определяются исключительно по их усмотрению. ГК лишь устанавливает требования к форме такого соглашения сторон о неустойке (ст. 331 ГК). Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства, которое может возникнуть и из устной сделки. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Законная неустойка устанавливается нормативно, то есть законом или иным нормативным правовым актом.
Законная неустойка подлежит применению независимо оттого, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (ст. 332 ГК). С возникновением главного обязательства в силу закона начинает действовать дополнительное (неустоечное) обязательство. Нормы права, устанавливающие законную неустойку, содержат указания, в каких обязательствах, при нарушении какой обязанности и в каком размере должник обязан уплатить кредитору денежную сумму, составляющую предмет неустоечного обязательства. Размер и условия взыскания законных неустоек устанавливаются специальным законодательством. Действующий Гражданский кодекс определил, что законные неустойки могут устанавливаться лишь федеральными законами (ст. 332). Однако принятые до введения в действие части первой ГК указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства, установившие неустойку за различные нарушения договорных обязательств, согласно ст. 4 Федерального закона “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” сохраняют силу до принятия соответствующих федеральных законов.
Судьба и сфера применения законной неустойки во многом зависят оттого, в какой правовой норме она содержится. Если неустойка предусмотрена императивной нормой, она подлежит безусловному применению. В случаях, когда положение о неустойке содержится в диспозитивной норме, она применяется лишь постольку, поскольку стороны своим соглашением не предусмотрели иной размер неустойки.
Примером законной неустойки, содержащейся в диспозитивной норме, может служить активно применявшаяся до введения в действие второй части ГК (до 1 марта 1996 г.) неустойка, предусмотренная абзацем первым пункта 8 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 2 5 мая 1992 г. № 2837-1 “О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышению ответственности предприятий за их финансовое состояние”. Указанная неустойка в виде пени в размере 0,5 процента в день от просроченного платежа за поставленные товары применялась в тех случаях, когда в заключенном сторонами договоре поставки или купли-продажи продукции (товаров) для предпринимательской деятельности не содержался иной конкретный размер ответственности за такое нарушение.
В Законе “О Государственном материальном резерве” предусмотрено 12 видов неустойки, взыскиваемой за нарушения обязательств поставщиками, ответственными хранителями, получателями и подрядчиками.
Законная неустойка в необходимых случаях, по мере инфляции, увеличивается в размере.
Одновременно вносятся и некоторые другие изменения в ранее принятые, но сохраняющие свою силу акты в случаях, когда предусмотренная в них законная неустойка связана с нарушением обязательств, не имеющих отношения к коммерческим интересам сторон.
В отношении законной неустойки в ГК предусмотрено правило, согласно которому ее размер может быть изменен соглашением сторон лишь в сторону увеличения, если это не запрещено законом (п. 2 ст. 332).
Правом уменьшения размера неустойки наделен только суд, который может воспользоваться этим правом в тех случаях, когда подлежащая уплате неустойка несоразмерна последствиям нарушения обязательства (ст. 333 ГК). Данное положение корреспондирует нормам, имеющимся в процессуальном законодательстве. Например, при принятии решения по спору арбитражный суд вправе уменьшить в исключительных случаях размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию по иску организации или гражданина-предпринимателя со стороны, нарушившей обязательство.
В современном российском гражданском праве отсутствуют какие-либо законодательные ограничения размера договорной неустойки. Этим объясняется чрезвычайно широкое применение в судебной практике положений ст. 333 ГК, предоставляющих право суду уменьшить размер взыскиваемой неустойки с учетом ее соразмерности последствиям допущенного нарушения обязательства. Более того, анализ материалов дел, разрешенных в порядке надзора Президиумом Высшего арбитражного суда Российской Федерации, свидетельствует, что установленное ст. 333 ГК право суда трактуется ныне как обязанность судов, рассматривающих споры о взыскании неустоек, размер которых превышает некие средние величины. Такую позицию можно объяснить стремлением обеспечить принятие арбитражными судами не только законных, но и справедливых решений. Однако нельзя не заметить, что подобная практика не отвечает требованиям диспозитивности (с точки зрения материального права) и противоречит принципам состязательности сторон (с точки зрения процессуального законодательства).
Более предпочтительным и, добавим, полностью соответствующим законодательству было бы оценивать требования кредитора о взыскании неустойки в части, превышающей возможные убытки в связи с допущенным должником нарушением договорного обязательства, как злоупотребление правом, что и служило бы законным основанием к отклонению исковых требований в соответствующей части.
Арбитражный суд при наличии оснований для применения ст. 333 ГК РФ уменьшает размер неустойки независимо оттого, заявлялось ли такое ходатайство ответчиком.
Основанием для применения ст. 333 ГК РФ может служить только явная несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств. Доказательства, подтверждающие явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательств, представляет лицо, ходатайствующее об уменьшении неустойки. В том случае, когда ст. 333 ГК РФ применяется по инициативе суда, решение вопроса о явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства производится на основании имеющихся в деле материалов.
При решении вопроса об уменьшении неустойки в соответствии со ст. 333 арбитражным судом учитываются проценты, уплаченные или подлежащие уплате истцу в соответствии с действующим законодательством. Например, коммерческий банк обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью о взыскании с последнего 120 млн руб., предоставленных обществу по кредитному договору, 100 млн руб. процентов, начисленных на указанную сумму, а также 120 млн руб. неустойки за нарушение сроков возврата кредита. Арбитражный суд требования истца о взыскании суммы основного долга и процентов за предоставленный кредит удовлетворил. Размер заявленной неустойки уменьшил на 30 процентов, сославшись на то, что последствия нарушения обязательств по кредитному договору в значительной степени уменьшены за счет взыскания с ответчика процентов за предоставленный кредит. В кассационной жалобе коммерческий банк просил отменить решение суда первой инстанции, так как, по его мнению, взыскание процентов за предоставленный кредит не может служить основанием для уменьшения размера неустойки.
Кассационная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения по следующим мотивам.
Ст. 333 ГК РФ применяется судом в том случае, когда неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
К последствиям нарушения обязательства могут быть отнесены неполученные истцом имущество и денежные средства, понесенные убытки (в том числе упущенная выгода), другие имущественные или неимущественные права, на которые истец вправе рассчитывать в соответствии с законодательством и договором.
Неустойкой (пени, штрафом) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (ст. 330 ГК РФ). Она является одним из способов обеспечения исполнения обязательств, средством возмещения потерь кредитора, вызванных нарушением должником своих обязательств.
Проценты, взыскиваемые кредитором за предоставленную заемщиком денежную сумму, компенсируют, в определенной части, последствия, вызванные нарушением ответчиком своих обязательств, поэтому суд учитывает их при решение вопроса об уменьшении неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Нарушившая обязательства сторона, как правило, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. Если же исполнение обязательства обеспечено неустойкой, то неисправный должник обязан уплатить кредитору неустойку.
В зависимости от соотношения с убытками, причиненными неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, неустойка подразделяется на четыре вида —зачетную, штрафную, исключительную и альтернативную.
Зачетная неустойка характеризуется тем, что убытки, возникающие вследствие нарушения обязательства, обеспеченного такой неустойкой, взыскиваются лишь в части, непокрытой неустойкой. Зачетная неустойка применяется во всех случаях, если законом или договором не установлен другой вид неустойки.
Штрафная неустойка применятся в случаях, прямо указанных в законе или договоре. В этом случае с должника взыскивается неустойка и убытки в полном размере, без зачета неустойки. Такая неустойка усиливает ответственность должника за неисполнение обязательства.
При исключительной неустойке кредитор лишается возможности взыскивать убытки: ответственность должника ограничивается взысканием только неустойки. Применяется этот вид неустойки лишь в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.
Альтернативная неустойка дает право кредитору по своему выбору взыскать с должника либо неустойку, либо убытки, причиненные ненадлежащим исполнением обязательства. Действующее законодательство ее не устанавливает, но в договоре стороны могут ее указать.
Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств в настоящее время достаточно урегулирована действующим законодательством и очень часто применяется на практике. Порядок приме нения данного способа обеспечения исполнения обязательств обычно не вызывает споров у сторон.