Печать
PDF

ТЕМА 4. Конституционный статус личности в зарубежных странах

Posted in Конституционное право - Сизько, Чепурнова Конст. право зарубежных стран

 

В практике большинства стран современности конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конститу­ции, системы нормативных актов, а также решений судов.

Поэтому важно усвоить конституционные уроки тех стран, где конституционно-правовые гарантии прав личности реально, а не декларативно обеспечены в течение веков, или по крайней мере многих последних десятилетий.

Эдмунд Берк - известный политический деятель Англии XVIII века справедливо писал: «Старые государственные устройства оце­нивались по результатам деятельности. Если народ был счастлив, сплочен, богат и силен, то остальное можно считать доказанным. Мы считаем, что все хорошо, если хорошее преобладает».

Теперь ясно, что для оценки реальности обеспечения прав чело­века конституционно-правовая практика значительно важнее чис­той конституционной теории.

Успешно действующей конституционной схемой можно при­знать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод. Например, античные Афины создали для своих граждан оп­тимальные для того времени условия для творческого их развития, что позволяет дать высокую оценку их государственно-правовой структуре. Великобритания - страна неписаной конституции - в определенные века обеспечивала своих подданных высшими стан­дартами свободы и благосостояния. Таков же многовековой пример Швейцарии и Нидерландов.

Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом го­сударстве является стройная, четко разработанная система норма­тивных актов всех уровней.

Эта гарантия становится реальностью, когда наряду с другими государственными органами в ее реализации активно работает и судебная система. Если еще судебные органы независимы от иных органов государственной власти, то перспектива судебной защиты является гарантией конституционного права.

Правовое положение личности в любом государстве во многом определяется экономической основой конкретного государства.

В свое время буржуазные революции уничтожили феодальные привилегии и сословное неравенство и предоставили формально каждому гражданину равный правовой статус, материальным со­держанием которого является частная собственность.

Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает их самостоятельную реализацию в соответствии с кон­ституционными принципами.

Во все времена личность находится в определенных отношениях с государством, содержание которых определяется конкретными правами и обязанностями, составляющими в итоге правовой статус личности.

Для зарубежного конституционализма свойственен дуализм пра­вового статуса личности, которая выступает либо как гражданин, либо как человек.

Личность выступает как гражданин в сфере политической (поли­тическая общность) и как человек - в сфере экономической (граж­данское общество).

Юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая при­надлежность индивидуума к конкретному государству, которая и обусловливает характер политико-правовых отношений между лич­ностью и государством. Иными словами, физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обла­дая правовым статусом гражданина данной страны. Что же касается термина «подданство», то он, являясь равнозначным гражданству, употребляется в странах с монархической формой правления.

Единое гражданство существует в унитарных государствах, так как гражданин вступает в отношения только с одним государством, существующим на данной территории. В странах с федеративной формой государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство субъектов федерации.

Известны два способа приобретения гражданства: гражданином страны становятся либо в силу происхождения (рождения), либо путем натурализации. Все вопросы приобретения гражданства ре­гулируются национальным законодательством и целым рядом меж­дународных конвенций.

В силу происхождения гражданство приобретается по рождению помимо воли индивидуума.

В этом случае применяются два основных принципа, которые мо­гут выступать как в чистом виде, так и комбинироваться. Так, со­гласно «праву крови», гражданами данного государства являются все лица, рожденные от граждан этого государства; согласно «праву почвы», гражданами данного государства является все лица, рож­денные на его территории.

В силу натурализации гражданство приобретается лицом по его воле, выраженной в соответствующем ходатайстве перед уполномо­ченным и компетентным на то государственным органом.

Гражданство может быть приобретено и другими способами:

а)  вступление в брак;

б)  оптация - выбор гражданства лицом, проживающим на террито­рии, переходящей от одного к другому государству;

в)  занятие определенных должностей (советник и др.).

Способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности лиц, приобретающих гражданство по натурали­зации. Например, в Конституции США сказано: «Ни одно лицо, кроме гражданина по рождению или гражданина Соединенных Штатов, на момент принятия настоящей Конституции не подлежит избранию на должность президента» (ст. 2, разд. 1).

Гражданство может быть утрачено в результате выхода из граж­данства соответствующей страны (при натурализации). Любое лицо может быть лишено гражданства по приговору суда в силу соверше­ния определенных уголовных или политических преступлений.

Гражданство предполагает наличие определенных прав и обя­занностей у гражданина. Одновременно гражданство представляет собой и политическую принадлежность к данному государству, и состояние подвластности, поскольку на гражданина распространя­ется суверенная власть государства как на территории данной стра­ны, так и за ее пределами. С другой стороны, из состояния граждан­ства вытекает право гражданина на защиту его прав и законных ин­тересов со стороны соответствующих органов того государства, к которому он принадлежит.

Противоречивость и запутанность современного законодательст­ва о гражданстве породили такие аномалии, как безгражданство (апатриды) и множественное гражданство (бипатриды).

В политической сфере складывается правосубъектность гражда­нина из двух основных элементов - политической правоспособности и политической дееспособности.

Политическая правоспособность гражданина - это способность быть субъектом государственно-правовых отношений, т.е. способ­ность обладать правами и нести обязанности, предусмотренные нормами конституционного права.

Политическая правоспособность представляет собой совокуп­ность возможностей, предоставляемых гражданину со стороны госу­дарства. Реализация этих возможностей при наступлении опреде­ленных обстоятельств есть политическая дееспособность, которая представляет собой способность гражданина своими действиями вызывать юридические последствия, предусмотренные нормами конституционного права.

Правоспособность гражданина во всех современных странах одинакова, что находит свое выражение в реализации принципа равноправия и равенства всех перед законом.

В своей совокупности политическая правоспособность и дееспо­собность составляют политическую правосубъектность гражданина.

Законодательство многих зарубежных стран знает два способа определения объема правосубъектности гражданина. Так, многие конституции и другие конституционные акты устанавливают, что может делать гражданин в сфере политической и экономической, и при этом какими личными правами он обладает. Это так называе­мый позитивный (разрешительный) способ определения объема правосубъектности гражданина.

Провозглашение в конституциях многочисленных прав и свобод должно быть воплощено в парламентских законах, детально регу­лирующих порядок их осуществления и защиты от нарушений.

Другой способ определения объема правосубъектности гражда­нина - негативный - носит диаметрально противоположенный ха­рактер: нормы конституционного права устанавливают лишь то, что гражданин не может делать. Этот способ наиболее четкое выраже­ние получил в Великобритании, где права и свободы не имеют по­зитивного юридического выражения. Они не зафиксированы в нор­мах права, но предполагаются с теми ограничениями, которые уста­новлены парламентскими статутами и судебной практикой.

Известный английский юрист А. Дженингс писал об этом: «Как такового права на свободу слова у нас нет, как нет права завязывать шнурок на ботинке...» Человек может говорить все, что ему угодно, при условии, что он не нарушает законов, касающихся измены, при­зыва к мятежу, клеветы, непристойности, клятвопреступления, госу­дарственной тайны, богохульства и т.д. Он может устроить собрание где угодно и как угодно, если не нарушает при этом законов о бес­порядках, о дорогах, о нарушении общественного порядка, о неза­конных сборищах, о собственности и т.п.

Как видим, согласно английской системе определения объема правосубъектности, гражданин может делать все, что не запрещено. Здесь закон устанавливает не рамки возможного, а устанавливает предел невозможному.

Способы правового закрепления и выражения прав и свобод весьма разнообразны, но в большинстве своем основным источни­ком являются конституции. Как правило, в тексте основного закона содержится специальная глава или раздел, посвященные регламен­тации правового положения гражданина. Например, в ч. III Консти­туции Индии «Основные права», в ч. I Конституции Итальянской Республики - «Права и обязанности граждан», в Конституции Ис­пании - это гл. II «Права и свободы», в Конституции Мексики - раз­дел I «О гарантиях прав личности» и т.д.

В некоторых странах нормы, регламентирующие права и свобо­ды, вынесены за рамки основного текста конституции в самостоя­тельный раздел, который всегда рассматривается как органическая часть основного закона страны. Например, такими являются первые десять поправок к Конституции США (Билль о правах), которые бы­ли приняты под давлением общественного мнения.

Самые различные права и свободы провозглашаются в конститу­циях и других нормах конституционного права зарубежных стран. Их так много, что невольно возникает потребность в их классифи­кации.

Современная же зарубежная наука не знает единой классифика­ции прав и свобод. Так, в свое время некоторые американские авто­ры предлагали деление прав и свобод на первостепенные (сущест­венные) и второстепенные (менее существенные). К первостепенны­ми они относили: право на свободу, право на равенство, свобода со­вести, гражданство и право голоса, свобода выражения мнений, пра­во на справедливое уголовное правосудие, свобода передвижения. Следовательно, все остальные права и свободы относятся к второ­степенным.

Думается, что в зависимости от характера отношений, возни­кающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами, основные права и свободы можно подразделить на три группы:

а)  личные права и свободы;

б)  политические права и свободы;

в)  социально-экономические права и свободы.

Начнем с характеристики первой группы прав и свобод.

1. Личные права и свободы, как указывается в конституциях мно­гих современных государств, предоставляются человеку как физиче­скому лицу вне зависимости от того, является ли он гражданином данной страны или нет.

Государствоведы зарубежных стран рассматривают эту катего­рию прав и свобод как естественную, дарованную человеку самой природой или богом. В жизни эти права и свободы также носят по­зитивный характер, так как юридическую силу они имеют только тогда, когда порядок их применения установлен законом.

К их числу относится прежде всего право на жизнь. Юридически это означает, что человек может быть лишен жизни только по при­говору суда. Важнейшие права личности - свобода и личная непри­косновенность, физическая и психическая. Содержание лица в раб­стве, работорговля давно признаны международным правом дея­ниями, противоречащими природе человека, и тягчайшими между­народными преступлениями.

Среди личных прав конституции называют достоинство личности. Запрещаются пытки, жестокое и негуманное обращение, унижающее человека, медицинские и иные эксперименты без согласия лица. В судебном порядке достоинство личности охраняется с помощью осо­бого иска о защите достоинства (например, при оскорблении в печа­ти) возбуждения уголовного дела по обвинению в клевете.

Конституции большинства стран провозглашают свободу совес­ти. Этот термин имеет исторические корни: на протяжении веков мировоззренческие вопросы были тесно связаны с религией, с рели­гиозными представлениями о мире, о нравственности. Теперь это право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов.

Неприкосновенность жилища как право личности означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина. Без такого разрешения вход в жилище, например для обыска, выемки каких-либо предметов, документов, возможен лишь на основании постановления судьи. Бывают, однако, экс­тренные случаи, когда доступ в жилище возможен и без разрешения (например, для тушения пожара, угрожающего не только хо­зяину, но и другим лицам).

Конституционным правом личности является тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений. Ознакомление с личной корреспонденцией опять-таки возможно с разрешения судьи (имеется в виду переписка лиц, подозреваемых в совершении преступления).

Исходя из концепции «правового государства» и «правления права», государство не только обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать актов произвола в отношении сво­их граждан. Наоборот, конституционное право устанавливает мно­гочисленные юридические гарантии, защищающие личность от произвола со стороны государства и его органов. Свое выражение эти гарантии находят в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передви­жения и выбора места жительства.

Свобода передвижения по территории страны и выбор места жи­тельства - неотъемлемое право человека. Оно может быть ограниче­но на основании закона для иностранцев (например, они не допус­каются для постоянного проживания в военные городки). Ограни­чения в целях обеспечения военной тайны могут быть введены и для отдельных категорий граждан, а также в зонах экологических бедст­вий, массовых заболеваний, в условиях чрезвычайного положения.

В ст. 13 Всеобщая декларация прав человека так формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

В ряду личных прав и свобод, закрепленных в конституциях за­рубежных государств, можно назвать и право на свободное заклю­чение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний.