Печать
PDF

Глава 13. Экономические, социальные и культурные права

Posted in Конституционное право - М.В.Баглай Конституционное право РФ

 

В своей совокупности эта группа прав обеспечивает свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные интересы. В во­просах жизнеобеспечения большинство людей не могут поло­житься только на свои силы. Сохраняя свободу, они в то же вре­мя зависят от других людей, интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и социальной несправедливости, а также дать ему силы для ду­ховного развития и проявления своих способностей.

В экономических, социальных и культурных правах раскрыва­ется важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, матери­альные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого на­до разумно ограничить свободу других. Если государство не сде­лает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми соци&1ьными противоречиями и в конце концов погибнет.

Рассматриваемая группа прав неотделима от личных и поли­тических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. В то же время защищенность этих прав по своей юридической силе не может быть такой же, так как в обществе с рыночной экономи­кой механизм распределения благ находится не только в руках государства. Отсюда вытекает, что прямое действие этих прав объективно оказывается весьма относительным, ибо ни один суд не примет гражданский иск о реализации такого права только на основе его конституционного закрепления. Причина ясна: отсут­ствует конкретный ответчик, так как данное право не порождает ни для каких лиц каких-либо прямых обязанностей. Получается, что экономические, социальные и культурные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которо­му должно стремиться государство в своей политике. США, на­пример, официально придерживаются позиции, согласно кото­рой рассматриваемые права являются пожеланиями, а не соот­ветсгеующими обязательствами.

Такой подход проявился при принятии в ООН международных пактов о правах человека. Если положения Пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав» (ч. 1 ст. 2). Следовательно, реализация прав ставится в зависимость от мате­риальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно. Сохраняются различия в механизме имплементации этой группы прав по сравнению с гражданскими и политически­ми правами — Комитет по правам человека обладает большими возможностями контроля за обеспечением гражданских и поли­тических прав, чем Комитет по второй группе прав.

По своему юридическому содержанию данные права неодина­ковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу, являются бесспорными правами прямого действия, другие (право на отдых или на социальное обеспечение) пред­ставляют собой субъективные права, конкретное содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства, третьи (право на труд, на жилище и др.) порождают для государ­ства только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации. Различия в юридическом содержании порожда­ют различную степень массовости пользования этими правами — те из них, которые лучше обеспечены, проявляют свое жизнен­ное значение, а другие остаются на бумаге. Важная особенность этой группы прав состоит в том, что они закрепляются за каж­дым человеком, т. е. не зависят от гражданства их субъектов. За­крепление некоторых прав: на образование — ст. 43, на участие в культурной жизни — ст. 44, прав, связанных с взаимоотношения­ми детей и родителей, — ст. 38 — увязано с прямым установле­нием соответствующих обязанностей.

 

§ 1. Право на экономическую деятельность

Данное право предусматривает свободное использование че­ловеком своих способностей и имущества для предприниматель­ской и иной не запрещенной законом экономической деятельно­сти (ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной соб­ственности такая свобода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики, исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8 Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимается «само­стоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направ­ленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установ­ленном законом порядке» (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкрет­ных прав, обеспечивающих возможность начинать и вести пред­принимательскую деятельность. Для этого субъект права на эко­номическую деятельность может создавать предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственно­стью. Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам рас­поряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую дея­тельность, создавать союзы и объединения с другими предприни­мателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как га­рантии этого права. Государственные органы, например, не мо­гут отказывать предприятию в регистрации, ссылаясь на нецеле­сообразность. Они должны бороться с рэкетом и вымогательст­вом, защищать имущество частного предпринимателя наравне с государственной собственностью. Всей своей экономической по­литикой правительство правового государства содействует и по­могает частному бизнесу, поощряет его развитие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб, нанесенный предпри­ятию по вине должностных лиц государственных органов, подле­жит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничени­ям. Государство запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия, изготовление орденов и др.) или обусловливает такую деятельность специальными разреше­ниями (лицензиями). К лицензируемым видам деятельности от­носятся виды деятельности, осуществление которых может по­влечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культур­ному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 29 декабря 2006 г.)). Государство регулирует определенные стороны отноше­ний, связанные с экспортом и импортом, что накладывает на многие предприятия определенные ограничения. Наконец, госу­дарственные органы вправе требовать от предпринимателя фи­нансовой отчетности, не затрагивая при этом коммерческой тай­ны. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но должны опираться на законода­тельную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на эко­номическую деятельность, регулируются большим числом зако­нодательных актов, и прежде всего Гражданским кодексом РФ. Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без граж­данства и иностранных юридических лиц, если иное не преду­смотрено федеральным законом. Гражданский кодекс, этот свое­образный основной закон рыночной экономики, вводит эконо­мическую деятельность в общие рамки отношений любых физических и юридических лиц с другими лицами, закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость бес­препятственного осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной зашиты. К числу законодательных актов об экономической деятельности относят­ся федеральные законы «О производственных кооперативах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятель­ности (банкротстве)», «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и др.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не оз­начает обязательно создание предприятия) являются любые ли­ца, не ограниченные законом в своей правоспособности. Право­способность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается с его смертью. Согласно ст. 18 ГК РФ, в содержа­ние правоспособности входит право заниматься предпринима­тельской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др. Естественно, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только через законных представителей (родителей, опекунов). В полном объеме способность гражданина своими действиями приобретать обязанности и исполнять их (граждан­ская дееспособность) возникает с наступлением совершенноле­тия, т. е. с 18 лет.

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторго­вую деятельность. Эту деятельность регламентируют несколько законов (например, Федеральный закон «О специальных защит­ных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (в редакции от 30 декабря 2006 г.)).

В случае возникновения угрозы интересам и безопасности Рос­сийской Федерации и нарушения прав и свобод граждан допуска­ются временные меры, ограничивающие свободу внешнеэкономи­ческой деятельности. Эти меры предусмотрены в Федеральном законе «О специальных экономических мерах» от 30 декабря 2006 г. Они включают приостановление программ в экономической, тех­нической помощи и военно-техническом сотрудничестве, запре­щение финансовых операций, прекращение или приостановление международных договоров, ограничение туристской деятельности и др. О таких мерах Президент РФ информирует Совет Федерации, который вправе предложить их изменить или отменить.

Конституция РФ выделяет еще одну форму экономической деятельности, подлежащую запрету, — ту, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы (которая сама по себе в рыночных услови­ях правомерна) нечестными и незаконными методами. Конститу­ционный уровень запрета монополизации и недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотреблений свободой предпринимательства тесно связаны с самой этой сво­бодой, а также стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих злоупотреблений для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим положением на рынке и нарушением этических правил конкуренции, губитель­ны для граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции за­держивает экономический и технологический прогресс, подавля­ет активность мелкого и среднего бизнеса, снижает качество то­варов, ведет к поддержанию высоких цен, ущемляет право многих людей на свободную экономическую деятельность. По интересам граждан и экономики бьет недобросовестная конку­ренция, которая проявляется в заключении соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рынков, устранении с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущем­ляются, когда их вводят в заблуждение относительно изготовите­ля, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации, копирова­ния внешнего оформления или использования товарного знака чужого товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены законом. Запрещены так­же распространение предпринимателем ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю, изъятие товаров из обращения с целью созда­ния или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, и ряд других действий.

Ограничивать конкуренцию запрещено не только отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Сред­ством борьбы с монополизацией и недобросовестной конкурен­цией может быть обращение в антимонопольные органы, кото­рые вправе давать предписания о прекращении недозволенных действий, а при невыполнении предписаний — налагать штраф. В случае причинения убытков от таких действий можно обра­щаться в суд (как общей юрисдикции, так и арбитражный).

Целям предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции посвящен Феде­ральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.

Для реализации законов о защите конкуренции создана Феде­ральная антимонопольная служба, имеющая территориальные управления. Деятельность этих органов носит квазисудебный ха­рактер, поскольку они принимают решения о мерах воздействия в процессуальных формах, т. е. с предоставлением определенных гарантий сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Однако любые решения этих органов могут быть обжалованы в суд.

Антимонопольное законодательство не затрагивает сферу дей­ствий так называемых естественных монополий, т. е. монополий, производящих товары, удовлетворение спроса на которые на рынке данного товара эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства и которые имеют устойчивый спрос в силу невозможности полной замены их другими товарами. Это транспортировка нефти и газа по тру­бопроводам, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов и портов, услуги электрической и почтовой связи. Федеральным законом (в редакции от 29 декабря 2006 г.) преду­смотрено регулирование деятельности этих естественных моно­полий через специальные федеральные органы исполнительной власти.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству (с числом занятых на предприятии до 100 человек). Федеральный закон предусматривает создание льготных условий в финансовой области и налогообложении, под­держку внешнеэкономической деятельности малых предприятий и др. Государство призвано осуществлять специальные програм­мы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.

Для защиты населения от недобросовестной конкуренции в области рекламы принят Федеральный закон «О рекламе» (в ре­дакции от 9 февраля 2007 г.), который предусматривает предот­вращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной вве­сти потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граж­дан, имуществу, а также чести, достоинству и деловой репутации граждан и юридических лиц, окружающей среде, а также рекла­мы, посягающей на общественные интересы, принципы гуманно­сти и морали. Законом не допускается недобросовестная, недос­товерная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама. Регла­ментируются особенности рекламы в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслужива­нии, рекламы, помещаемой наружно и на транспортных средст­вах, а также рекламы отдельных видов товаров и услуг (алкоголь, табак, оружие и др.).

В случае установления факта нарушения законодательства на­рушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установлен­ный федеральным антимонопольным органом, а также несет от­ветственность в других формах.

Свобода предпринимательства в некоторых случаях приходит в противоречие с требованиями нравственности, правами и за­конными интересами граждан. В таких случаях государство на правовой основе ограничивает эту свободу на определенные ви­ды деятельности. Так, Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодатель­ные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. разрешил проведение азартных игр только в нескольких игорных зонах, ус­тановил порядок управления игорными заведениями, требования к организаторам этих игр и проч.

Оказывая защиту предпринимательской деятельности, госу­дарство в то же время защищает действия граждан-вкладчиков, осуществляемые в личных интересах. Внешне носящие частный характер, такие действия имеют публичное значение, поскольку сбережения населения являются устойчивым источником ресурс­ной базы, необходимой для инвестиций и долгосрочного креди­тования.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 22 июля 2002 г. отмечается, что «конституционное право на свободное осуществле­ние предпринимательской и иной не запрещенной законом эконо­мической деятельности не означает, что государство возлагает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимателю (или граж­данину-вкладчику) получение дохода. Однако банковские вклады являются источником долгосрочных инвестиций, и данная экономи­ческая деятельность вкладчиков, осуществляемая в частных интере­сах, имеет вместе с тем и публичное значение, а потому государство, обеспечивая проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, вправе в случае возникновения неблагоприятных эконо­мических условий осуществлять публично-правовое вмешательство в частноправовые отношения в кредитной сфере».