Глава 2. Принципы гражданского процесса

Posted in Гражданское процессуальное право - А.Г. Коваленко Гражданский процесс РФ

Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

 

§ 1. Понятие и значение принципов гражданского судопроизводства

Правосудие осуществляется на широкой демократической ос­нове, суть которой составляют идеи, положения, руководящие начала по вопросам осуществления судопроизводства по граж­данским делам, закрепленные и раскрытые в нормах гражданско­го процессуального права. Эти основополагающие идеи называют принципами. Пока принципы не закреплены в нормах права, они являются научной доктриной. Принцип становится правовым после раскрытия его сути в норме права.

Принципы устанавливают содержание, структуру граждан­ского процессуального права. Они определяют цель процесса и методы достижения этой цели, характеризуют содержание дея­тельности субъектов гражданского процессуального права, опре­деляют существенные черты, выражающие сущность процессу­ального права.

Принципы гражданского процессуального права представля­ют собой не просто группу принципов, а образуют определенную их совокупность, систему. Это обусловливается единством выра­женных в них идей, устремленностью к выполнению единой це­ли, подчеркивает публичный характер гражданского процесса.

В качестве примера тесной взаимосвязи можно указать на принцип устности. Устность обеспечивает непосредственность восприятия большинства доказательств, чем способствует прояв­лению принципа непосредственности. Кроме того, устность дает возможность присутствующим в зале заседания следить за ходом процесса и воспринимать все обстоятельства дела, т.е. обеспечи­вает принцип гласности, открытости и, в определенной мере, принцип состязательности и законности.

Каждый из принципов играет самостоятельную роль в стадиях процесса или его отдельных институтах.

Традиционно принципы гражданского процессуального права классифицируют по различным основаниям. Часть принципов закреплена в Конституции РФ. Отдельные принципы имеют зна­чение только для отдельных отраслей права и называются в связи с этим отраслевыми принципами. Другие имеют значение для нескольких отраслей права — это межотраслевые принципы; они фиксируются нормами различных отраслей права. Содержание их может быть изложено и в Основном законе Российской Федера­ции — Конституции РФ. Однако справедливо утверждение Т.В. Докучаевой о том, что «выделение конституционных прин­ципов не означает принижения иных, прямо не сформулирован­ных в Конституции основных положений... Все без исключения принципы гражданского процессуального права в равной степени важны и обязательны для учета и применения в нормотворческой и судебной правоприменительной деятельности»1.

В научной и учебной литературе существует несколько клас­сификаций процессуальных принципов: организационные; функ­циональные2. В силу органической связи между принципами бо­лее важным представляется их сущность — то главное, что име­ется в содержании принципа и его влиянии на судопроизводство, а не в их рубрикации.

§ 2. Отдельные принципы гражданского процессуального права

Первым конституционным принципом, имеющим важное зна­чение для гражданского процессуального права, всегда называют принцип законности. Статья 15 Конституции РФ указывает, что органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны со­блюдать Конституцию РФ. Суды в России являются судебной властью, наряду с законодательной и исполнительной; поэтому суды обязаны работать только на основе соблюдения законов. Это требование Конституции РФ отражает суть принципа закон­ности. Исходя из формулировки ст. 15 Конституции РФ, соблю­дение законов — обязанность не только судов, но и всех органов власти, должностных лиц и граждан, поэтому данный принцип — межотраслевой. По состоянию законности в стране можно судить о жизни общества в целом, о том, исполняются ли законы, ува­жаются ли права граждан и могут ли они защитить свои законные интересы. Статья 11 ГПК РФ указывает, что суд обязан разре­шить гражданские дела на основании Конституции РФ, других законов.

Следует подчеркнуть, что суд, установив при разрешении гражданского дела, что один нормативный правовой акт не соот­ветствует другому, применяет норму акта, имеющего большую юридическую силу.

В содержании принципа законности необходимо различать материальную и процессуальную стороны. Материальная сто­рона законности означает правильность применения материаль­ного закона, например норм Трудового кодекса РФ, Семейного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, а также подзаконных нормативных правовых актов.

Процессуальная сторона законности означает правильность применения процессуальных кодексов, в частности Гражданского процессуального кодекса РФ, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Соблюдение процессуальных норм заключается в строгом следовании требованиям процессуальной формы судопроизвод­ства. Верховный Суд РФ постоянно указывает на точное со­блюдение процессуального порядка при рассмотрении граждан­ских дел.

К процессуальным вопросам относятся: соблюдение сроков рассмотрения,   истребование   доказательств,   обязательность подготовки, извещение заинтересованных лиц и привлечение их в судебный процесс, ряд других вопросов.

ГПК РФ в ст. 363 прямо указывает на нарушение или непра­вильное применение норм материального права. Это касается, например, случаев, когда суд: не применил закон, подлежащий применению; применил закон, не подлежащий применению; не­правильно истолковал закон. А в ст. 364 ГПК РФ указывается на нарушение или неправильное применение норм процессуального права. В ней дается перечень нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решений, вынесенных судами первой инстан­ции. Эти нарушения более подробно будут исследованы в главе, посвященной кассационному производству.

Принцип назначаемости судей установлен в ст. 128 Консти­туции РФ. В соответствии с Конституцией все судьи федераль­ных судов на должность назначаются. В зависимости от уровня судов одни судьи назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ, другие — Президентом РФ.

Прежде чем представить претендента на должность судьи, происходит предварительное согласование этой кандидатуры в квалификационной коллегии судей, которая действует в каждом субъекте Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда РФ назначается Советом Феде­рации по представлению Президента РФ. В таком же порядке на­значаются заместители Председателя Верховного Суда РФ и дру­гие судьи Верховного Суда РФ, но представление Президента ос­новывается на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Все остальные федеральные судьи — от председателей судов субъектов РФ до судей районных судов — назначаются на долж­ность Президентом РФ по представлению Председателя Верхов­ного Суда РФ, согласованному с квалификационными коллегия­ми судей, а также с учетом мнения законодательных органов субъектов РФ.

Мировые судьи в соответствии с Законом о мировых судьях назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 и 22 ГПК РФ. Выделение судеб­ной власти в качестве самостоятельной ветви власти и действие ее независимо от законодательной и исполнительной властей определяет исключительную подведомственность дел судам об­щей юрисдикции и строгое соблюдение законодательства о граж­данском судопроизводстве.

Принцип равенства всех перед законом и судом предусмотрен ст. 19 Конституции РФ. Статья 6 ГПК РФ уточняет и детализиру­ет его указанием на то, что правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. ГПК РФ также раскрыл содержание понятия «все», употребляемого в Конституции РФ. Помимо граждан перед законом, судом равны все организации независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств.

Главный смысл этого принципа заключается в том, что любой гражданин и любая организация получают одинаковую судебную защиту, одинаковый объем процессуальных прав и обязанностей в зависимости от процессуального положения (истец, ответчик, третье лицо и т.д.)

В отношении сторон — истца и ответчика — принцип равен­ства получает дальнейшее развитие в принципе процессуального равенства сторон. Провозглашенный в ст. 123 Конституции РФ и закрепленный в ст. 12 ГПК РФ он предоставляет сторонам рав­ные возможности в процессе реализации своих субъективных прав и законных интересов. В частности, стороны имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участво­вать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участ­вующим в деле, заявлять ходатайства, давать объяснения суду, приводить свои доводы по всем возникающим вопросам, возра­жать относительно ходатайств и доводов других лиц, обжало­вать судебные постановления. Данный перечень не является закрытым, так как позволяет использовать и другие процессу­альные права, предоставленные законодательством. При этом в ст. 38 ГПК РФ прямо указано, что стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обя­занности. Однако, как справедливо отмечает Т.В. Докучаева, «содержание данного принципа не предполагает полного тож­дества, "одинаковости" прав и обязанностей»1, что зафиксиро­вано в ст. 39 ГПК РФ, закрепившей специальные полномочия истца и ответчика.

Принцип независимости судей и подчинение их только Консти­туции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ). Этот принцип означает, что при разрешении дел судьи должны руковод­ствоваться только законом. Ни центральные, ни местные органы власти, ни какие-либо должностные лица не вправе давать судам указания, как следует разрешить то или иное дело. Судьи при раз­решении и рассмотрении гражданского дела должны руководство­ваться требованиями закона и оценивать доказательства по внут­реннему убеждению, без посторонних воздействий и влияний.

Требование Конституции РФ о независимости судей и подчи­нении их Конституции РФ и федеральному закону в равной мере относится к любому гражданину, должностному лицу и любой организации. Если они позволяют себе оказывать «давление» на судью, то нарушают Конституцию РФ, т.е. не исполняют обязан­ность не вмешиваться в осуществление правосудия.

Иные меры обеспечения независимости судей указаны в За­коне о статусе судей, Федеральном законе от 10 января 2006 г. № 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации».

В целях более полного проведения в жизнь, т.е. в судебную практику, принципа независимости судей Конституция РФ в ст. 122 провозгласила неприкосновенность судей. Этот принцип следует считать самостоятельным конституционным принци­пом, так как он касается личной неприкосновенности судьи, чле­нов его семьи, его жилища и его имущества, а также служебного кабинета (помещения). Судье предоставлено право на хранение и ношение огнестрельного оружия.

Гарантией независимости судей является также установление особого порядка привлечения их к какой-либо ответственности.

На наш взгляд, к мерам по обеспечению неприкосновенности судей следует отнести и несменяемость судей, установленную ст. 121 Конституции РФ. Несменяемость судей не означает пожиз­ненность назначения на должность. Законом установлен возраст, до которого судья может осуществлять правосудие, — 65 лет.

В соответствии с требованием Конституции РФ законом уста­новлен порядок приостановления и прекращения полномочий судей.