11. Договоры о негласном товариществе и некоторые другие виды договора простого товарищества
Договорное право - Договорное: Заем, Кредит, Факторинг, кн.5, т.1

 

 

А) Договор о негласном товариществе - особая разновидность договоров простого товарищества, специально урегулированная в самом Гражданском кодексе.

Рассматриваемый договор впервые появился в российском законодательстве лишь в действующем ГК. Это, однако, не исключило того, что на практике он использовался и ранее <*>. Так, в частности, континентальному праву указанный вид договоров простого товарищества был известен достаточно давно. Во всяком случае и Французский гражданский кодекс, и Германское торговое уложение особо выделяют этот вид договоров. В обоих указанных источниках речь идет о самостоятельных договорах, при этом используемые в них модели существенно отличимы.

--------------------------------

<*> См.: Вольф В.Ю. Указ. соч. С. 23; Монасевич М. Условия долевого участия и негласные товарищества // Право и жизнь. 1926. N 9 - 10; Рейнке Н.И. Негласное участие в чужом предприятии по советскому праву // Право и жизнь. 1926. N 4 - 5. С. 29; Брауде И.Л. Так называемые "негласные" товарищества // Право и жизнь. 1925. Кн. 6. С. 23 и сл.

 

Во Французском гражданском кодексе (ФГК) негласное товарищество (De la Societe en Participation) выделено в ст. ст. 1871 - 1873 (в ред. Закона N 78-9 от 4 января 1978 г.), составляющие в разделе, посвященном товариществу, главу "О товариществе, основанном на совместной деятельности участников, не обладающих правоспособностью" (De la Societe civile). Негласное товарищество возникает в случае, когда его участники договорятся, что оно не будет зарегистрировано. Такое образование не считается юридическим лицом и не подлежит оглашению. При этом каждый из участников негласного товарищества признается собственником своего вклада. В отношениях с третьими лицами он должен выступать от имени, неся перед ними самостоятельную ответственность. В тех же случаях, когда участники открыто действуют перед третьими лицами в качестве членов товарищества, ответственность перед третьими лицами, солидарную или долевую (в зависимости от того, идет ли речь о торговом или соответственно гражданском товариществе), должны нести все товарищи <*>.

--------------------------------

<*> Можно указать на близость французской модели к такой же, предусмотренной в ГК Квебека. В этом последнем в главе "О договорах товарищества и ассоциациях" наряду с полным товариществом, коммандитным товариществом и ассоциациями выделено негласное товарищество. Его особенностью, в частности, является выступление каждого из товарищей от своего имени с самостоятельной ответственностью перед третьими лицами.

 

В Германском торговом уложении негласное товарищество (Stille Gesellschaft) включено во вторую книгу - "Торговые товарищества и негласные товарищества". Суть последней состоит в том, что одно лицо ("негласный участник") участвует в торговом промысле, который ведет его контрагент - собственник торгового дела, внося для этой цели определенный имущественный вклад. Собственник единолично становится носителем прав и обязанностей по сделкам, которые заключены им при ведении дела. "Негласный участник" в свою очередь приобретает права на соответствующую часть прибыли (если объем указанной части в договоре не обозначен, он определяется "соразмерно обстоятельствам"). В случае, когда иное не указано в договоре, "негласный товарищ" участвует в несении убытков в пределах сделанного им либо оставшегося невнесенным вклада. Среди других особенностей негласного товарищества, позволяющих отличить его от простого товарищества, заслуживает быть выделенным то, что не завершенные на момент прекращения товарищества сделки подлежали завершению исключительно самим собственником с тем, что "негласный участник" участвовал в подобных случаях в прибылях и убытках. "Негласный участник", отстраненный от ведения дел, не обладает некоторыми правами, принадлежащими в подобных случаях обычному простому товариществу (имеется в виду возможность лично знакомиться с положением дел товарищества, проверять деловые бумаги и бухгалтерские книги товарищества, получая тем самым представление о состоянии дел товарищества) <*>.

--------------------------------

<*> Baumbach-Duden. Handelsgesetzbuch mit Nebensgesetzen ohne Seerecht. Band G. Munchen, 1974. S. 557 etc. Пример негласного товарищества, близкого к германской модели, приводил в свое время И.Л. Брауде: "Районное объединение сельскохозяйственной кооперации заключает договор с государственным заводом, состоящим на хозяйственном расчете, согласно которому передает заводу, по заранее условленной цене, заготовленное кооперацией сырье для переработки с тем, что готовая продукция реализуется Госзаводом, и вырученная от продажи сумма соответствующей частью прибыли возвращается кооперации". При этом автор последовательно отвергал возможность смешения такого договора с близкими договорными конструкциями - подряда, поручения и займа, и все же в конечном счете признал его разновидностью подряда (Брауде И.Л. Указ. соч. С. 23 - 24).

 

В самом общем виде различие между германской и французской моделями негласного товарищества можно усмотреть в том, что первая опосредствовала отношения в чужом, а вторая - в своем деле, на создание которого и осуществление в его рамках совместной деятельности направлены усилия товарищей. По этой причине более близкой действующему ГК является, пожалуй, французская модель.

Единственная в гл. 55 действующего ГК РФ ("Простое товарищество") статья, посвященная рассматриваемому договору (ст. 1054 "Негласное товарищество"). Она содержит указание прежде всего на конститутивный признак данного договора. Имеется в виду, что его существование не раскрывается для третьих лиц. Из приведенного вытекает, что отсутствие в заключенном договоре товарищества указания на этот признак исключает возможность считать такой договор договором негласного товарищества. По этой причине выделение в п. 1 ст. 1054 ГК того, что соответствующее условие "может быть предусмотрено в договоре", является в действительности не возможным, а непременным признаком рассматриваемого договора, без которого к заключенному договору не может применяться установленный той же статьей для договоров негласного товарищества специальный правовой режим.

Соответствующий признак негласного товарищества подвергался критической оценке. Так, И.Л. Брауде считал неудачным уже сам перевод "Stille Gesellschaft" как "негласное товарищество". Он объяснял это тем, что в "понятии "негласное" есть что-то тайное, скрывающее настоящие отношения. Между тем эти товарищества не тайные, а вполне "гласные", видимые в противовес товариществу на вере, являющегося измененным видом полного товарищества" <*>.

--------------------------------

<*> Брауде И.Л. Указ. соч. С. 24.

 

Отмеченное все же не умаляет значения самого соответствующего признака. В действительности с вопросом о том, знало или не знало третье лицо о существовании товарищества, связаны имеющие принципиальное значение последствия. Правовой режим негласного товарищества особый, и он может быть применен к отношениям по сделкам с третьими лицами лишь в зависимости от того, знало ли лицо, с кем оно совершило сделку - с конкретным лицом как таковым или с участником простого товарищества <*>. Поскольку негласное товарищество - только вид простого товарищества <**>, отсутствие у заключенного договора названного признака - "негласности" - не исключает возможность признания такого договора обычным договором простого товарищества с соответствующими последствиями.

--------------------------------

<*> "Третье лицо, - отмечает А.Б. Савельев, - имеет дело только с гласным товарищем, оценивает только его как контрагента и потому не может быть обмануто только в силу какой-то особенности негласного товарищества... Негласным это товарищество является только для третьих лиц - участников оборота, а не для налоговых и иных государственных органов в силу того, что негласность товарищества не освобождает его в установленных случаях от обязанности вести учет и представлять отчетность" (Савельев А.Б. Указ. соч. С. 329).

<**> В подтверждение можно, в частности, сослаться на то, что на товарищей, в том числе участников негласного товарищества, распространяются общие положения, устанавливающие порядок ведения учета и отчетности. А сам этот порядок в свою очередь призван обеспечить определенную степень прозрачности, создающую возможность осуществления соответствующими органами возложенных на них фискальных и иных контрольных функций.

 

Статья 1054 ГК содержит три нормы, из числа которых первая носит общий характер, позволяя определить, что представляет собой договор "негласного товарищества" и каковы условия применения правового режима, установленного для такого договора.

Две другие нормы той же статьи формируют особый правовой режим негласного товарищества. При этом одна из них распространена на отношения внешние, а другая - внутренние отношения между товарищами. Так, в силу п. 2 ст. 1054 ГК в отношениях с третьими лицами каждый из участников негласного товарищества, совершая сделку от своего имени, но в общих интересах товарищей, отвечает всем своим имуществом. В то же время п. 3 этой же статьи, имея в виду обязательства, возникающие между товарищами в ходе осуществляемой ими совместной деятельности, рассматривает их как общие.

Указанные две нормы ст. 1054 ГК имеют тем самым исходное значение для решения широкого круга вопросов, которые могут возникнуть в ходе исполнения заключенного договора негласного товарищества <*>.

--------------------------------

<*> О различных видах объединенных единым термином - "негласное товарищество" образований, используемых Кодексами 1922 и 1964 гг., см.: Брауде И.Л. Указ. соч. С. 23 - 36, а также: Рейнке Н.Н. Указ. соч. С. 29.

 

Отдавая приоритет включенным в него нормам, п. 1 ст. 1054 ГК предусматривает, что к договору о негласном товариществе применяются правила о договоре простого товарищества, помещенные в гл. 55 ГК, кроме случаев, когда иное предусмотрено самой статьей, о которой идет речь, или вытекает из существа негласного товарищества.

Закрепленные в п. п. 2 и 3 ст. 1054 ГК нормы являются императивными. Тем самым соответствующие правила должны рассматриваться как особые условия договора негласного товарищества. Соответственно, то обстоятельство, что приведенные правила устанавливают прямую ответственность перед третьими лицами только того из товарищей, который от своего имени и в общих интересах совершает сделку с третьим лицом, приобретает значение непременного элемента правового режима договора негласного товарищества. По этой же причине представляется, на наш взгляд, нуждающимся в некотором уточнении относящееся к договору негласного товарищества признание того, что "возможна и общая ответственность товарищей, если они раскрыли контрагентам существо товарищества" <*>. Имеется в виду, что общая ответственность может существовать лишь в обычном договоре простого товарищества. Все дело в том, что при определенных условиях заключенный сторонами договор негласного товарищества трансформируется в обычный договор простого товарищества. Это происходит тогда, когда третье лицо в момент совершения сделки уже знало, о каком договоре идет речь. По отмеченной причине для признания, например, возможным установления общей ответственности третье лицо должно доказать, что знало о существовании между сторонами обычного договора простого товарищества в момент совершения сделки. Бремя доказывания данного обстоятельства, таким образом, ложится на третье лицо.

--------------------------------

<*> Авилов Г.Е. Указ. соч. С. 568.

 

То обстоятельство, что каждый из участников договора негласного товарищества выступает в отношениях с третьим лицом от своего имени, неся непосредственно перед ним ответственность, позволяет признать за товарищем, совершившим сделку, возможность при определенных условиях предъявить к остальным товарищам регрессное требование. В связи с отсутствием прямых указаний в ГК на этот счет есть основания считать такую регрессную ответственность, руководствуясь ст. 1047 ГК в зависимости от обстоятельств, предусмотренных в этой статье, долевой или солидарной.

Отличает договор негласного товарищества среди прочего и более узкий круг специальных прав и обязанностей его участников. В этой связи справедливо отмечено, что "в отличие от обычного договора простого товарищества (гражданского или торгового), участники которого обязуются совместно действовать для достижения поставленной цели, главным признаком негласного товарищества следует считать возможность ограничения участия отдельных лиц в товариществе лишь взносом вклада" <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское право. Т. 1. Полутом II / Под ред. Е.А. Суханова. С. 326.

 

При всем том сделанный из приведенного положения вывод: "Поэтому негласное товарищество правильнее было бы называть "простое товарищество на вере" или "простое коммандитное товарищество" <*>, - представляется спорным, хотя такая точка зрения и получила в свое время определенное распространение в литературе <**>. Основанием для подобного сомнения может служить прежде всего та особенность негласного товарищества, что оно, подобно любому иному простому товариществу, не является юридическим лицом, в то время как товарищество на вере наделено гражданской правосубъектностью. В дополнение к этому можно отметить и другое различие. Речь идет о том, что в негласном товариществе правила об ответственности, закрепленные в ст. 1054 ГК, являются общими для всех участников простого товарищества, в то время как в товариществе на вере, и это также составляет один из конститутивных признаков последнего, существуют две категории участников (полные товарищи и вкладчики) с четко обозначенными для каждой пределами ответственности.

--------------------------------

<*> См.: Гражданское право. Т. 1. Полутом II / Под ред. Е.А. Суханова. С. 326.

<**> См.: Брауде И.Л. Указ. соч. С. 24; Вольф В.Ю. Указ. соч. С. 57 - 59; Мейер Д.И. Указ. соч. С. 542.

 

Модель простого товарищества оказалась весьма приспособленной к современным экономическим условиям страны. Отмеченное нашло выражение не только в количестве заключенных договоров простого товарищества, но и в разнообразии используемых при этом их видов.

В настоящее время за пределами гл. 55 Гражданского кодекса с ее договором негласного товарищества законодательство регулирует немало и других договоров, представляющих собой особые разновидности договора простого товарищества. Примерами могут служить по крайней мере три таких договора простого товарищества: договор о финансово-правовых группах, договор о банковских группах и банковских холдингах, договор о страховых пулах.

Б) Договор о создании финансово-промышленных групп. В литературе выделены три основные цели создания таких групп. Во-первых, восстановление - там, где это возможно, - ранее существовавших технологических, кооперационных взаимосвязей с прежними партнерами для производства той или иной продукции. Во-вторых, установление таких связей с новыми партнерами на основе экономической целесообразности либо объединение усилий ряда производителей для расширения рынков сбыта товаров и услуг. В-третьих, привлечение инвестиций и целенаправленное их использование <*>.

--------------------------------

<*> См.: Петухов В.Н. Комментарий к Закону "О финансово-промышленных группах". М., 1998. С. 15.