Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Posted in Адвокатура - Комментарий ФЗ"Об адвокатской деятеятельности .."

31 мая 2002 года N 63-ФЗ


 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Федеральных законов от 28.10.2003 N 134-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 20.12.2004 N 163-ФЗ,

от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральным законом

от 03.12.2007 N 320-ФЗ)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Адвокатская деятельность

 

Комментарий к статье 1

 

1. Адвокатскую деятельность законодатель позиционирует как гарантированно профессиональную квалифицированную юридическую помощь, что обеспечивается процедурой и условиями получения статуса адвоката, независимостью этого специалиста, сложной системой корпоративности адвокатской деятельности (соблюдение адвокатской этики, порядок приостановления и лишения статуса адвоката) <1>.

--------------------------------

<1> Адвокатура в России: Учебник / Под ред. проф. Л.А. Демидовой, В.И. Сергеева. М.: Юстицинформ, 2004. С. 108.

 

Понятие "квалифицированная юридическая помощь" имеет конституционную основу. В статье 48 Конституции РФ сказано, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Квалифицированная юридическая помощь - это правовая помощь, осуществляемая специальным субъектом, подтвердившим свои знания и умения в этой области, что позволяет с большой долей вероятности гарантировать ее качественность. В России к таким субъектам можно отнести исключительно адвокатов.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - комментируемый Закон) "адвокатом является лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность".

Статус адвоката приобретается в особом, установленном Законом порядке при соблюдении претендентом следующих условий:

полная дееспособность;

отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления;

наличие высшего юридического образования, полученного в высшем учебном заведении, имеющем право выдачи дипломов государственного образца, либо ученой степени по юридической специальности;

стаж работы по юридической специальности не менее двух лет (на должности, требующей высшего юридического образования, или в качестве помощника адвоката) либо прохождение стажировки в адвокатском образовании (сроком от одного года до двух лет);

сдача квалификационного экзамена (подп. 1 п. 4 ст. 9, п. 1 ст. 28 комментируемого Закона).

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (ст. 33) после сдачи квалификационного экзамена. На основании решения квалификационной комиссии территориальный орган юстиции (в настоящий момент таковым является Федеральная регистрационная служба субъекта РФ) вносит сведения об адвокате в региональный реестр адвокатов и выдает адвокату удостоверение. Удостоверение - единственный документ, подтверждающий статус адвоката (п. 1 - 3 ст. 15). Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается возрастом адвоката (п. 3 ст. 12).

В настоящее время под определение "квалифицированная юридическая помощь" подпадают лишь адвокаты, нотариусы и патентные поверенные, однако только в связи с тем, что законодатель не предъявляет каких-либо квалификационных требований к иным субъектам в сфере оказания правовой помощи. В то же время не исключается, что законодатель может ввести некоторые гарантии качества и в отношении правовой помощи, оказываемой иными субъектами (например, введение лицензирования деятельности по оказанию платных правовых услуг и в качестве одного из лицензионных условий - проверки знаний работников организаций в форме обязательного тестирования) <1>. В этом случае помощь, оказываемую такими субъектами, также можно рассматривать в статусе квалифицированной (но не адвокатской, так как для нее характерны и иные отличительные черты, например независимость адвоката).

--------------------------------

<1> Данное утверждение не следует рассматривать как предложение внедрить систему лицензирования деятельности в области оказания платных правовых услуг. Лицензирование - это лишь с теоретической точки зрения способ придать деятельности юристов - не адвокатов статус квалифицированной. В целом вопрос о введении гарантий качества деятельности по оказанию платных юридических услуг требует отдельного анализа.

 

Квалифицированную юридическую помощь по общему правилу адвокаты могут оказывать гражданам и юридическим лицам. Вместе с тем, как следует из законодательства, не исключается возможность осуществления адвокатской деятельности и в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Так, в соответствии с п. 4 ст. 2 комментируемого Закона "представителями... органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты... если иное не установлено федеральным законом". А согласно п. 5.1 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), развивающей указанную общую норму, "представителями органов государственной власти или органов местного самоуправления могут выступать в арбитражном суде лица, состоящие в штате указанных органов или в штате организаций, представляющих в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по поручению указанных органов их интересы, либо адвокаты" <1>.

--------------------------------

<1> Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г., 2 ноября 2004 г.), п. 5.1 ст. 59 // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

 

2. Адвокатская деятельность не является предпринимательской, что подчеркнуто в определении данной деятельности. Цель адвокатской деятельности - защита прав, свобод и интересов граждан и организаций, обеспечение доступа к правосудию, тогда как предпринимательская деятельность - это "самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке" <1>. В этой связи все адвокатские образования в соответствии с комментируемым Законом наделены статусом некоммерческих организаций, а Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) содержит ряд норм, направленных именно на недопущение элементов коммерции в адвокатскую деятельность. Так, адвокату запрещается делить гонорар, например под видом распределения обязанностей с лицами, не являющимися адвокатами, либо принимать от доверителя какое-либо имущество в обеспечение соглашения о гонораре, за исключением авансового платежа (п. 4, 5 ст. 16 Кодекса профессиональной этики адвоката) <2>. Некоммерческий характер адвокатской деятельности проявляется и в обязанности адвокатов оказывать бесплатную юридическую помощь в установленных Законом случаях (ст. 26 комментируемого Закона).

--------------------------------

<1> Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, ст. 2 // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

<2> Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3(75).

 

Несмотря на некоторую часть недовольных, в основном запрет на коммерциализацию адвокатской деятельности расценивается положительно. Адвокаты осуществляют деятельность, имеющую публично-правовой характер, поскольку на них возлагается публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, чем гарантируется право каждого на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 45 и 48 Конституции РФ). А потому справедливо утверждение о том, что коммерция в адвокатской деятельности - это торг, коррупция, торжество теневой юстиции, перевод же адвокатской деятельности на коммерческую основу будет означать нарушение основных конституционных принципов <1>. В частности, отмечается, что коммерциализация адвокатуры окончательно снизит интерес адвокатов к делам по назначению <2>.

--------------------------------

<1> Сергеев В.И. Адвокатские образования и предпринимательская деятельность (о соотносимости норм законов о некоммерческих организациях и об адвокатуре) // Право и экономика. 2003. N 1.

<2> Становление адвокатуры в РФ: Учебное пособие / Авторский коллектив Allpravo.ru.-2003 г. // Информационно-образовательный юридический портал "Все о праве": http://www.allpravo.ru/library/doc75p0/instrum103/item200.html.

 

Вместе с тем остается вопрос о возможности осуществления предпринимательской деятельности адвокатами наряду с адвокатской деятельностью. Комментируемый Закон, запрещая предпринимательскую деятельность, относит данное ограничение в чистом виде только к самой адвокатской деятельности, т.е. к оказанию адвокатами квалифицированной юридической помощи. А однозначный запрет на ведение какой-либо предпринимательской деятельности содержится в названном Законе лишь применительно к адвокатским палатам субъектов РФ и Федеральной палате адвокатов РФ (п. 10 ст. 29, п. 9 ст. 31, п. 9 ст. 37 комментируемого Закона). Что же касается адвокатских образований и адвокатов, то такого прямого запрета не установлено. Это дало основание утверждать, что законодательство допускает право адвоката на предпринимательскую деятельность вне сферы оказания правовой помощи, а для адвокатских образований - на предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых эти адвокатские образования созданы <1>.

--------------------------------

<1> Сергеев В.И. Указ. соч.

 

Думается, что подобное утверждение принципиально верно. Право адвоката заниматься предпринимательской деятельностью вне сферы оказания правовых услуг законодатель действительно не ограничивает. В первоначальной редакции комментируемый Закон запрещал адвокату заниматься любой оплачиваемой деятельностью, кроме собственно адвокатской, научной, преподавательской и иной творческой. Однако термин "оплачиваемая деятельность" не тождествен термину "предпринимательская деятельность" <1>. Впоследствии в новой редакции комментируемого Закона понятие "оплачиваемая деятельность" было заменено новой формулировкой - запретом вступать в трудовые отношения в качестве работника (за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности), занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности. Однако запрета на предпринимательскую деятельность вне сферы правовых услуг и здесь не появилось. Не предусматривает Закон и лишения адвокатского статуса при осуществлении адвокатом предпринимательской деятельности. Таким образом, адвокат вправе заниматься предпринимательской деятельностью и самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя, и совместно с другими лицами через хозяйственные товарищества и общества. Главное условие - чтобы эта деятельность не находилась в сфере оказания платных юридических услуг.

--------------------------------

<1> Эти понятия законодателем были разделены, например, в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (ред. от 29 марта 2008 г.) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Что же касается адвокатских образований, то в соответствии с комментируемым Законом все они отнесены к некоммерческим организациям (адвокатский кабинет является формой организации индивидуальной адвокатской деятельности, поэтому его здесь не следует учитывать). Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются "приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика" (ст. 24) <1>. Поскольку цель создания адвокатских образований - оказание правовой помощи гражданам и организациям, понятие "производство услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации" совпадает по своему содержанию с адвокатской деятельностью, которая не может носить предпринимательского характера. Следовательно, остается заключить, что видами предпринимательской деятельности, которыми вправе заниматься адвокатские образования, являются производство товаров в целях оказания правовой помощи гражданам и организациям (например, производство юридических брошюр), а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика, если такие виды деятельности служат достижению целей адвокатской деятельности (например, адвокатская коллегия вправе инвестировать денежные средства в строительство для приобретения офисных помещений, акций акционерного общества, чтобы на получаемые дивиденды создать более комфортные условия работы адвокатов).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Думается, что отсутствие в комментируемом Законе указаний на подобные правомочия адвокатов и адвокатских образований не оправданно и порождает трудности в толковании и возможность необоснованного ограничения их прав на осуществление предпринимательской деятельности вне сферы оказания платных юридических услуг.

3. Часть 3 комментируемой статьи указывает на отличие адвокатской деятельности от юридической помощи, оказываемой иными субъектами:

работниками юридических служб юридических лиц;

работниками органов государственной власти и органов местного самоуправления;

юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

нотариусами;

патентными поверенными;

другими лицами, которые законом уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности (например, уполномоченные по правам человека, прокуратура, профсоюзы).

В отличие от адвокатской деятельности, юридическая помощь, оказываемая иными субъектами, не единственный либо сопутствующий вид деятельности этих лиц, осуществляется только в пределах определенного круга вопросов, относящихся к предмету деятельности соответствующих органов, организаций, подразделений, либо оказывается в рамках трудовых (служебных) отношений.

Наиболее близко к адвокатской деятельности примыкает деятельность юридических фирм, созданных в форме коммерческих предприятий либо организованных индивидуальными предпринимателями. Такие субъекты в качестве основного вида деятельности занимаются оказанием услуг правового характера (оказанием юридической помощи) на коммерческой основе. Однако коммерческий характер их деятельности не следует считать главным отличием от адвокатской практики. Если в адвокатский статус законодатель вкладывает некоторую гарантию квалифицированности юридической помощи, то здесь такая гарантия отсутствует. Именно поэтому использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов "адвокатская деятельность", "адвокатура", "адвокат", "адвокатская палата", "адвокатское образование", "юридическая консультация" или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном комментируемым Законом, организациями (ст. 5 комментируемого Закона). Сказанное, конечно, априори не означает, что юридическая помощь, оказываемая не адвокатами, не может быть качественной, но она утрачивает признак квалифицированности.

4. Часть 4 комментируемой статьи продолжает список субъектов, оказывающих юридическую помощь, не являющуюся адвокатской. К таким субъектам можно отнести органы и лица, которые осуществляют представительство в силу закона. Так, в соответствии со ст. 51 и 52 ГПК РФ представителями в силу закона (законными представителями) могут быть родители, усыновители, опекуны, попечители <1>, органы опеки и попечительства или иные субъекты, которым это право предоставлено Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <2> (они защищают права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан), а также лицо, которому в доверительное управление передано имущество безвестно отсутствующего (по делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим), судьи, следователи, прокуроры (когда они участвуют в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей). Согласно ч. 2 ст. 59 АПК РФ, права и законные интересы недееспособных граждан в арбитражном процессе защищают их законные представители - родители, усыновители, опекуны или попечители <3>. Как следует из ч. 1 ст. 60 АПК РФ, представителями в арбитражном суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, если указанные лица выступают в арбитражном суде в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

<2> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755.

<3> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.

 

Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым, с ограничениями, предусмотренными законом.