Печать
PDF

Глава 27. Обязательства вследствие неосновательного обогащения

Posted in Гражданское право - Гражданское право (О.А. Чаусская)

Глава 27. Обязательства вследствие неосновательного обогащения

§ 1. Понятие и условия возникновения обязательств вследствие неосновательного обогащения
§ 2. Содержание обязательства вследствие неосновательного обогащения

§ 1. Понятие и условия возникновения обязательств вследствие неосновательного обогащения

Обязательства вследствие неосновательного обогащения относятся к группе внедоговорных обязательств и регулируются гл. 60 ГК РФ. В юридической литературе их для краткости называют кондикционными обязательствами (от лат. condictio - получение). Целью кондикционных обязательств является изъятие имущества, составляющего обогащение лица без установленных правовых оснований, которое образовалось у него за счет другого субъекта, и возврат такого имущества потерпевшему. Таким образом, данные обязательства направлены на защиту интересов субъекта, чьи права нарушены, и относятся к охранительным обязательствам. Вместе с тем изъятие неосновательного обогащения не является мерой ответственности, поскольку не сопровождается для должника дополнительными обременениями или лишениями: он возвращает то, что принадлежит или причитается другому лицу. Для возникновения кондикционных обязательств необходимо установить лишь факт неосновательного обогащения, т.е. наличие у одного лица имущественной выгоды за счет несения другим лицом убытков как в виде уменьшения имущества (реального ущерба), так и неполучения доходов (упущенной выгоды). В отличие от возмещения вреда и взыскания убытков, при изъятии неосновательного обогащения не требуется, чтобы такое обогащение явилось следствием противоправного поведения должника, и наличия его вины в наступлении неблагоприятных последствий в имущественной сфере кредитора. Более того, неосновательное обогащение может образоваться в результате действий самого потерпевшего или третьих лиц либо помимо воли сторон рассматриваемого обязательства (например, в результате действия непреодолимой силы). В соответствии с п. 2 ст. 1102 ГК РФ причина неосновательного обогащения не влияет на возникновение кондикционного обязательства и возможность применения правил гл. 60 ГК РФ.
Следует подчеркнуть, что обогащение должно быть возвращено или возмещено потерпевшему только в том случае, если оно является неосновательным, т.е. получено должником без оснований, установленных законом, иными правовыми актами или сделкой. В некоторых случаях обогащение одного лица за счет другого лица допускается нормативными актами или сделками. Например, если арендатор без согласия арендодателя произвел за счет собственных средств улучшения, не отделимые без вреда для арендованного имущества, то их стоимость в соответствии с п. 3 ст. 623 ГК РФ возмещению не подлежит; таким образом, арендодатель получает имущество в улучшенном состоянии и обогащается за счет арендатора. Сущность договора дарения состоит в обогащении одаряемого за счет дарителя в силу согласованного волеизъявления сторон.
Кондикционные обязательства возникают и в тех случаях, когда правовое основание приобретения (сбережения) имущества впоследствии отпало. Например, гражданин получает имущество наследодателя на основании его завещания, которое впоследствии оспаривается заинтересованными лицами и признается недействительным. На стороне такого гражданина возникает неосновательное обогащение в форме приобретения имущества, которое он должен возвратить законным наследникам умершего.
Сторонами кондикционного обязательства являются приобретатель (должник) и потерпевший (кредитор).
На обеих сторонах могут выступать любые субъекты гражданского права.
Содержание данного обязательства составляют обязанность приобретателя возвратить потерпевшему неосновательно приобретенное или сбереженное имущества и право потерпевшего требовать такого возврата. Следовательно, данное обязательство является односторонне обязывающим.
Предметом обязательства выступает неосновательно приобретенное или сбереженное имущество. При этом под имуществом в данном случае понимаются не только вещи, но и имущественные права.
Неосновательное обогащение может выступать в двух формах - в приобретении и сбережении имущества. Приобретение имущества означает увеличение количества или стоимости имущества у одного лица за счет уменьшения имущества другого лица (например, организация ошибочно дважды перечисляет сумму долга на расчетный счет другого юридического лица; должник, не уведомленный о произведенной уступке права, исполняет обязательство первоначальному кредитору, которому право уже не принадлежит; стоимость имущества увеличивается за счет улучшений, произведенных третьим лицом).
Сбережение имущества выражается в отсутствии имущественных потерь, которые лицо должно было понести, за счет уменьшения имущества потерпевшего или неполучения им доходов (например, по платежному поручению одного лица денежные средства ошибочно списываются с расчетного счета другого лица; одно лицо пользуется имуществом другого лица, сберегая плату за пользование).
Неосновательное приобретение имущества является основанием возникновения кондикционного обязательства лишь в тех случаях, когда вещи определяются родовыми признаками и смешиваются с иным имуществом приобретателя. Если же вещь является индивидуально-определенной, то она подлежит изъятию собственником или иным законным владельцем на основании виндикационного иска <1> в соответствии с правилами гл. 20 ГК РФ.
---------------------
<1> Подробнее о виндикационном иске см. § 5 гл. 9.

Возврат вещей, переданных по договору (тех же самых или аналогичных), регулируется правилами, посвященными соответствующему договору. Например, возврат арендованного имущества производится в соответствии со ст. 622 ГК РФ, суммы займа - ст. 810 ГК РФ.
С принятием ГК РФ обязательства вследствие неосновательного обогащения выполняют роль универсальной меры защиты. Требование о возврате неосновательного обогащения может быть заявлено не только в качестве самостоятельного иска, но и дополнительно к иным требованиям.
Согласно ст. 1103 ГК РФ правила гл. 60 ГК РФ подлежат применению к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица. Нормы о неосновательном обогащении применяются к указанным требованиям субсидиарно, лишь постольку, поскольку иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений. Так, при применении последствий исполненной обеими сторонами недействительной сделки, когда одна из сторон получила по сделке денежные средства, а другая - товары, работы или услуги, суду следует исходить из равного размера взаимных обязательств сторон.
Нормы о неосновательном денежном обогащении (ст. 1107 ГК) могут быть применены к отношениям сторон лишь при наличии доказательств, подтверждающих, что полученная одной из сторон денежная сумма явно превышает стоимость переданного другой стороне <1>. Ответчик также не может ссылаться на нормы, регулирующие неосновательное обогащение, в частности на ст. 1109 ГК, в возражение на заявленное требование о возврате исполненного по ничтожной сделке <2>.
---------------------
<1> См.: пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. N 13/14 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами". См. также: п. 7 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении, прилагаемого к информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2000 г. N 49.
<2> См.: пункт 11 указанного Обзора.