1.2. Основные факторы, обусловливающие унификацию права международных контрактов

Posted in Договорное право - Договорное право в международном обороте

 

 

Конец ХХ - начало XXI вв. характеризуются двумя взаимосвязанными процессами: во-первых, возникнув в конце ХIХ в., идея всемирной унификации права международной торговли получила не только признание специалистов, но во многом благодаря их усилиям, опирающимся на потребности практики, была официально признана государствами, что проявилось в создании в 1966 г. Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и в принятии значительного числа международных конвенций по вопросам международного обмена товарами и услугами. Успешное развитие этого процесса позволило вначале на уровне научной концепции, а затем и на уровне реальной практики выделить особую отрасль права - право международной торговли, которое характеризуется тем, что оно не является случайным набором правил, а состоит из норм, формулируемых авторитетными международными организациями, прежде всего Организацией Объединенных Наций, Организацией американских государств, Европейским союзом и другими, в виде международных конвенций, которые в свою очередь являются отражением практики и обычаев, обобщаемых авторитетными международными правительственными и неправительственными организациями (Европейская экономическая комиссия ООН, УНИДРУА, ММК, МТП и др.). Принятие отдельными государствами международных конвенций, разработанных указанными организациями, обусловливает тот факт, что, будучи инкорпорированными в право этих государств, их правила являются одинаковыми, что не только явилось характерным для современного этапа развития права международной коммерции, но и позволило перейти к качественно новому явлению, состоящему в сборе и обобщении практики применения этих конвенций в ходе рассмотрения международных коммерческих споров судами и международными коммерческими арбитражами различных государств (отметим деятельность в этой сфере ЮНСИТРАЛ, Исследовательского центра проф. М. Бонелля, создавшего систему ЮНИЛЕКС, работу М. Вилля, подготовившего в 1996 г. перечень первых 284 решений по Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров) <*>.

--------------------------------

<*> Will M.R. International Sales Law under CIGS. The First 284 or so Decisions. 4-th edition. Faculte de Droit. Universite de Geneve, 1996.

 

Определение факторов, обусловливающих современные процессы "унификации и прогрессивного развития права международной торговли" (как указывается в резолюции ГА ООН о создании ЮНСИТРАЛ), предполагает обращение к истокам зарождения данной идеи и рассмотрение основных факторов, обусловивших движение за унификацию частного права, прежде всего права международной торговли.

История эволюции идеи унификации частного права вновь подтверждает справедливость одного из основных постулатов теории права - о вторичности права и его служебной роли по отношению к экономическим и государственным отношениям. Сто - сто пятьдесят лет для истории - срок небольшой, но он охватывает непростую историю данной сферы права в его взаимоотношениях с государствами, в которой явственно просматривается несколько этапов. И на каждом этапе возникновения и развития унификация права международной торговли неразрывно связана с эволюцией роли государства в мирохозяйственных экономических отношениях.

Первый исследуемый обычно в связи с историей унификации период, предшествовавший появлению национального законодательства и знаменовавший собой создание law merchant, относится к средним векам, когда, с одной стороны, отсутствовали централизованные государства и право и, с другой стороны, росли и укреплялись связи между городами и княжествами. Отсутствие, а впоследствии слабость государства вынуждали искать самостоятельные пути регулирования прежде всего коммерческих отношений. Поэтому для данного периода характерным является саморегулирование, проявлявшееся в сеньориальном праве, в обычном и каноническом праве. В это время существовало большое количество свойственных данной местности, данному географическому району, данной группе лиц обычаев, кутюмов, правил, определявших различные области поведения человека и его взаимоотношений с себе подобными профессионального, семейного и иного характера. В сфере регулирования данной группы отношений значительную роль играли предписания веры, церковные установления <*>. Кроме того, в городах действовала получившая наименование law merchant система обычных правил поведения в сфере коммерческого оборота, в деятельности профессиональных цехов в рамках внутреннего и внешнего хозяйственного оборота, позволявшего обеспечивать средневекового обывателя всем необходимым для жизни и определенным образом строить отношения с сеньорами. Возникавшие первоначально в рамках отдельных территорий и направлений хозяйствования подобные локальные обычаи с течением времени приобретали все большее сходство и в конечном счете становились характерными для определенной сферы хозяйствования и географического района и приобретали значение доминирующих. Особенно отчетливо данная тенденция проявилась в Англии, где распространение общего права (сommune ley) на всю территорию королевства средних веков уменьшило значение местных обычаев до второстепенного уровня.

--------------------------------

<*> Как отмечал Р. Давид в работе "Источники права", существование высшего права является самоочевидным для всех правовых систем, связанных с религией. Каноническое, мусульманское, индуистское права основаны на том, что человек должен обязательно склоняться перед божественной волей (David R. Sources of Law // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. II. The Legal Systems of the World. Their Comparison and Unification. P. 14).

 

На Европейском континенте вследствие значительного этнического своеобразия, присущего населявшим его народам, и более диверсифицированного экономического оборота по сравнению с Англией не могло возникнуть общее право. Тем не менее обычные правила поведения развивались в основном путем перегруппирования местных обычаев, региональные обычаи становились доминирующими и заменяли бесчисленное множество локальных обычаев старого времени. Поэтому благодаря определенной общности применявшихся обычаев можно говорить о значительном единообразии в саморегулировании коммерческого оборота. Это саморегулирование стало основой для возникновения общих начал правового регулирования коммерческого оборота, а впоследствии - для формирования национальных правовых систем.

Тремя основными факторами, обеспечившими успех развития данной сферы правового регулирования, явились: наличие "права ярмарок", которое было почти таким же универсальным, как и церковное право; универсализм обычаев мореплавания; наличие специальных судов, рассматривавших коммерческие споры. Данное "право ярмарок" развивалось непосредственно деловыми кругами, а не юристами, ограничивалось их территорией и содержало собственные присущие им правила, а в конце периода средневековья стало настоящим фундаментом для распространения торговли по всему западному миру <*>. Еще одной составляющей существовавшего в тот период права, практически не оказывавшего реального влияния на регулирование реальных гражданско-правовых и коммерческих отношений (что проявилось на более позднем этапе создания систем национального права), являлось академическое транснациональное право, изучаемое в университетах, одинаковое во всех государствах и рассматриваемое юридической наукой как общее для всех право цивилизованных государств (jus commune, Gemeinrecht). Согласно научным воззрениям того времени, основанное на идее справедливости право в принципе должно быть одинаковым во всем христианском мире (Christendom), однако это не было строгим принципом, и юристы признавали существование в различных обществах специальных правил, дополняющих jus commune или отступающих от него.

--------------------------------

<*> Schmitthoff C.M. The Unification of the Law of International Trade. P. 105 - 107.

 

Таким образом, в тот период сложилась система регламентирования правовых отношений в виде триады. Отношения, затрагивающие личность человека, - семейные, имущественные, уголовные, процессуальные и т.п., первоначально регулировались обычными нормами, свойственными каждой отдельной местности, в значительной степени дополнявшимися, а иногда и заменявшими их церковными правилами, которые в этой сфере отношений в XVI - XVII вв. стали практически повсеместно господствующими.

Отношения коммерческие и производственные, связанные с профессиональной деятельностью по изготовлению и сбыту различных изделий как внутри профессиональных цехов и сообществ, так и между раздробленными княжествами и мини-государствами Европы, отношения, связанные с "заморской торговлей", определялись самостоятельными правилами и установлениями, свойственными как каждой профессиональной группе, так и отдельным видам коммерческой деятельности, а также общепринятыми правилами торгового оборота, что дало современным исследователям основание относить данную сферу отношений к самостоятельному law merchant.

Второй этап, непосредственно связанный с историей унификации, знаменует собой становление национальных государств и возникновение в этой связи национального права, призванного, с одной стороны, аккумулировать многочисленные и разрозненные обычаи, правила, установления отдельных регионов и местностей и с другой - установить единые для страны правила. Данный этап характеризуется Р. Давидом как стремление каждой страны снизить различия между локальными и региональными обычаями <*>. Этому способствовало не только развитие материальных, экономических отношений, но и духовное единство, проистекавшее из идей христианства. Христианство с его идеями всемирной справедливости и братства, церковь с ее концепцией религиозного единства сыграли значительную роль в развитии международных отношений. Религией были установлены связи и взаимодействие между различными расами и народами через единую общую религию, привнесена идея их равенства перед богом; отсюда остался один шаг для признания гражданского равенства между гражданином и иностранцем, один шаг, для преодоления которого потребовалось 18 веков. Французской революции также принадлежит заслуга в стирании существовавших ранее феодальных различий, в признании граждан независимо от сословий, в приведении законов в соответствие с христианским космополитизмом. В этой связи Р. Давид полагал, что право, основанное на идее справедливости, в принципе должно быть одинаковым во всем христианском мире, что не было строгим принципом, и юристы признавали существование в различных обществах специальных правил, дополняющих jus commune или отступающих от него <**>. Подобный подход обеспечил возможность развития национальных правовых систем.

--------------------------------

<*> David R. The International Unification of Private Law. P. 4.

<**> Ibid.

 

Наилучшим образом идеи необходимости существования именно национального права выразил Ш. Монтескье. В работе "О духе законов" он подчеркивал, что законы должны быть приспособлены именно для той страны, для которой они созданы, и крайне редко, чтобы созданный для одной нации закон подходил к другой. Необходимо, чтобы они соотносились с существом и принципами управления, установленными или которые только хотят установить, независимо от того, выражены ли они в виде политических законов или в виде законов гражданских. Они должны подходить законам страны, холодному, жаркому или умеренному климату, качеству почвы, расположению территории страны, ее величине, образу жизни народов, тружеников, охотников или пастухов; они должны соответствовать той степени свободы, которая может быть предоставлена конституцией, религией и наклонностями ее обитателей, их численности, богатству, их торговле, их нравам и манерам <*>. Данное мнение Ш. Монтескье можно дополнить высказыванием другого энциклопедиста того времени, Блеза Паскаля, который, обосновывая необходимость существования собственного права в каждой стране, замечал, что не видится ничего справедливого или несправедливого в том, чтобы изменять качество, изменяя климат. Три градуса выше к полюсу сотрясают всю юриспруденцию <**>.

--------------------------------

<*> См.: Монтескье Ш. О духе законов. Кн. 1. Гл. III // Монтескье Ш. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во политич. литературы, 1955. С. 168 и сл.

<**> См.: Паскаль Б. Мысли. Ст. VIII. П. 8.

 

Характеризуя основания необходимости создания национальных правовых систем (а становление самостоятельных государств в Европе относится к концу XVIII - середине XIX в. (Франция, Италия и т.п.)), необходимо в первую очередь выделить потребность в регулировании соответствующих производственных отношений, отношений коммерческого оборота. В работе "Савиньи в международном частном праве" В.М. Корецкий подчеркивал неразрывную связь становления и эволюции права с наличностью мирового хозяйства. Разделяя точку зрения о том, что начало ХIХ в. следует считать моментом возникновения мирового хозяйства, он отмечал, что международный имущественный оборот существовал и раньше, но он не создавал еще экономической взаимозависимости между всеми государствами <*>.

--------------------------------

<*> См.: Корецкий В.М. Цит. соч. С. 82.