Печать
PDF

ТЕМА 3. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Posted in Банковское право - О.М. Олейник Основы банковского права РФ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

1. Постановка вопроса о необходимости определить понятие «банк» вызвана существованием двух групп соображений. Первая группа соображений, наиболее очевидных, связана с необходимо­стью установить, что собой представляет образование или субъ­ект права, именуемый банком, каков его правовой статус, в чем состоит его компетенция, в чем выражается его участие в хозяй­ственном обороте. Другими словами, регламентируя правоотно­шения с банком и вступая в них, необходимо иметь четкое пред­ставление о том, что с юридической точки зрения представляет со­бой указанный субъект, каковы его потенциальные позитивные воз­можности и какими обязанностями и средствами ответственнос­ти можно на него воздействовать.

Вторая группа соображений, не столь очевидных, но не менее важных, предполагает ответ на вопрос, в каких случаях необхо­димо образовывать банк, для каких видов деятельности нет иных правовых форм, кроме банка. Иными словами, в каких случаях го­сударство вправе и обязано требовать, чтобы граждане как субъ­екты предпринимательской деятельности создавали банк, и нака­зывать за совершение определенной деятельности в иных, небан­ковских формах.

Легальное определение коммерческого банка дано в ст. 1 ЗоБД. Оно может быть раскрыто через следующие признаки:

а)   банк является  коммерческим  юридическим  лицом,  т.е.  та­ким   организационным   образованием,   деятельность   которого   на­правлена на извлечение прибыли;

б)   банк создается в  форме хозяйственного  общества, т.е.  ак­ционерного   общества,   общества   с   ограниченной   ответственнос­тью, общества с дополнительной ответственностью, зависимого и дочернего   общества;   иные   организационно-правовые   формы   для
банка запрещены;

в)    банк  является  кредитной  организацией,  т.е.   организацией, созданной для осуществления банковских операций;

г)   банк действует на основе лицензии, выдаваемой Банком Рос­сии;

д)  банк обладает специальной компетенцией, т.е.  он извлека­ет прибыль только путем совершения определенных операций;

е)   банк рассматривается законодателем  как  один из  элементов банковской системы.

Некоторые из этих признаков хорошо разработаны, в частно­сти в теории гражданского права, другие нуждаются в дополни­тельном анализе. Применительно к первой группе признаков банка можно говорить о его организационно-правовой форме, сущ­ность которой выходит за пределы банковского права, равно как и само понятие коммерческого юридического лица, которое в дан­ном случае должно и может использоваться в том значении, ко­торое принято в гражданском праве.

2. Характеристика банка как кредитной организации предпо­лагает выявление круга операций, которые банк вправе совер­шать. При этом из смысла закона как бы следует, что понятие кредитной организации должно быть более широким, посколь­ку оно включает в себя как банки, так и небанковские кредит­ные организации. В действительности это не совсем так. Банк является, если можно так сказать, наиболее совершенной кре­дитной организацией, т.е. он может осуществлять любые виды деятельности, как исключительно банковские, так и иные. Не­банковские кредитные организации могут совершать любые бан­ковские операции, кроме тех, которые законом отнесены к ком­петенции банка. Следовательно, понятие банка входит в поня­тие «кредитная организация» наряду с понятием «небанковская кредитная организация», вместе с которым они и образуют это общее определение.

На банк как кредитную организацию распространяется пра­во на фирменное наименование, особенности реализации кото­рого установлены ст. 7 ЗоБД. В соответствии с этой правовой нор­мой кредитная организация имеет фирменное (полное офици­альное) наименование на русском языке, может иметь наимено­вание на другом языке народов Российской Федерации, сокра­щенное наименование и наименование на иностранном языке. Кредитная организация имеет печать со своим фирменным на­именованием.

Фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности как юридическо­го лица посредством использования слов «банк» или «небанков­ская кредитная организация», а также указание на ее организаци­онно-правовую форму. Банк России обязан при рассмотрении за­явления о регистрации кредитной организации запретить исполь­зование наименования кредитной организации, если предполага­емое наименование уже содержится в Книге государственной ре­гистрации кредитных организаций. Использование в наименовании кредитной организации слов «Россия», «Российская Федерация», «государственный», «федеральный» и «центральный», производ­ных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, уста­навливаемом законодательными актами Российской Федерации.

Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за ис­ключением получившего от Банка России лицензию на осуществ­ление банковских операций, не может использовать в своем на­именовании слова «банк», «кредитная организация» или иным об­разом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет пра­во на осуществление банковских операций.

Наименование банка согласовывается с Банком России при его регистрации.

Наименование банка является правовым средством его инди­видуализации как юридического лица. В этом плане на наимено­вание распространяются гражданско-правовые нормы (ст. 54 и др. ГК РФ). Придуманное имя либо иное обозначение банка мо­жет использоваться в товарном знаке, используемом банком для обозначения своих услуг. При этом, в связи с тем, что ранее при регистрации банков недостаточно тщательно проверялись наиме­нования, иногда возникают арбитражные споры по поводу пра­ва на использование того или иного имени. Так, коммерческий банк «Платина» обратился в арбитражный суд города Москвы с иском к коммерческому банку «Платинум-банк» о нарушении ис­ключительного права на товарный знак «PLATINUM», владель­цем которого истец является на основании свидетельства, зареги­стрированного Комитетом Российской Федерации по патентам и товарным знакам. Решением арбитражного суда иск удовлетворен. Суд запретил коммерческому банку «Платинум-банк» использо­вать товарный знак «PLATINUM» и иные обозначения, сходные с ним до степени смешения, в рекламной деятельности и дело­вой документации, а также обязал КБ «Платинум-банк» снять рекламу с обозначением названного товарного знака и изъять из оборота деловую документацию с этим обозначением1 .

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федера­ции вынесенное решение отменил и направил дело на новой су­дебное рассмотрение. При этом в постановлении Президиума ВАС РФ от 1 октября 1996 г. было отмечено, что для признания дейст­вий ответчика правонарушением было необходимо установить, что товарный знак и обозначения, сходные с ним до степени смеше­ния, используются ответчиком при оказании тех услуг, в отноше­нии которых истцу обеспечивается соответствующая правовая за­щита. Применяя ответственность, установленную статьей 46 Зако­на Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслужива­ния и наименования мест происхождения товаров», арбитражный суд не исследовал обстоятельства, позволяющие считать право ист­ца нарушенным, и вынес необоснованное решение. В качестве та­ких обстоятельств, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ сле­дует рассматривать факты, свидетельствующего о непосредствен­ном использовании ответчиком товарного знака истца. В частно­сти, суду нужно было определить, какие конкретно обозначения ус­луг сходны с товарным знаком истца и по каким признакам зву­кового, зрительного или смыслового сходства происходит их смешение. Сфера действия исключительного права на товарный знак ограничивается перечнем товаров, указанных в свидетельстве.

3. Банк может осуществлять свою деятельность на основе по­лученной банковской лицензии, выданной Центральным банком Российской Федерации. Лицензия представляет собой акт орга­на государственного управления, подтверждающий от имени го­сударства право данного банка на осуществление конкретных ви­дов банковских операций.

Вновь создаваемому банку могут быть выданы названные в теме второй (§6.2) виды лицензий:

1)           лицензия на осуществление  банковских операций со сред­ствами в рублях;

2)     лицензия на осуществление  банковских операций со сред­ствами в рублях и иностранной валюте;

3)     лицензия на привлечение  во вклады и размещение драго­ценных металлов;

4) генеральная лицензия.

Кроме указанных лицензий, введенных в действие с 1 ноября 1996 г., на практике у банков существуют ранее выданные лицен­зии: лицензия на осуществление операций в рублях и валютная лицензия, предполагавшая в разные времена разный объем дея­тельности, в соответствии с которым выдавалась генеральная, расширенная, внутренняя или разовая лицензия.

Отдельно лицензируется деятельность банка на рынке ценных бумаг, если эта деятельность не охватывается банковскими опе­рациями и не является доверительным управлением ценными бумагами. Как сказано в ст. 6 ЗоБД, «в соответствии с лицензи­ей Банка России на осуществление банковских операций банк впра­ве осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские сче­та, с иными ценными бумагами, осуществление операций с ко­торыми не требует получения специальной лицензии в соответ­ствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять до­верительное управление указанными ценными бумагами по дого­вору с физическими и юридическими лицами».

В связи с распространением банковских лицензий на рынок ценных бумаг возник ряд вопросов по поводу сроков действия бан­ковских лицензий, так как Закон о рынке ценных бумаг устано­вил, что кредитные организации имеют право осуществлять про­фессиональную деятельность на рынке ценных бумаг на основа­нии лицензии на осуществление банковских операций в течение одного года со дня вступления в силу этого закона. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), использовав свое право продлить этот срок до двух лет, своим постановлением от 26 марта 1997 г. установила, что кредитные организации имеют пра­во осуществлять профессиональную деятельность на рынке цен­ных бумаг до 1 октября 1997 г. на основании лицензий, выдан­ных до вступления в силу этого постановления. Согласно п. 6 Протокола согласования разногласий по вопросам регулирования рынка ценных бумаг от 29 мая 1997 г., подписанного ФКЦБ, Мин­фином России и Банком России, этот срок будет продлен до 1 ян­варя 1998 г. При этом Центральный банк Российской Федерации в своем письме от 5 августа 1997 г. разъяснил, что лицензии на осуществление  банковских операций,  которые  кредитные  организации получили, в том числе после 26 марта 1997 г. в связи с пре­образованием и приведением учредительных документов в соот­ветствие с действующим законодательством, изменением места на­хождения или наименования, не являются новыми лицензиями. Они имеют те же регистрационные номера, что и лицензии, ко­торые они заменяют, и сохраняют права, закрепленные в ранее по­лученных лицензиях, в том числе и право на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг в том же объеме.

Банковскими лицензиями охватываются только банковские опе­рации. Если же банк намерен осуществлять иные виды деятель­ности, предполагающие лицензирование или разрешительный порядок, он обязан соблюдать правила, установленные для этих видов деятельности. Правда, как это будет показано впоследствии, возможности у банка для этого минимальные.

4. Правовой статус банка вряд ли может быть раскрыт и по­нят с достаточной степенью адекватности реальному состоянию дел без анализа положения банка как участника банковской си­стемы. Дело в том, что правовое значение банка определяется не только и не столько тем, что он является коммерческим юриди­ческим лицом, работающим с финансовыми инструментами. Ре­альное положение банка можно установить, определив степень его включенности в банковскую систему Российской Федерации или даже мировую банковскую систему. Определить это можно путем анализа корреспондентских соглашений банка, которых у солид­ных банков бывает более 100. Благодаря этим корреспондентским соглашениям банк может осуществлять коммуникации практиче­ски со всем миром, а именно на это надеются его клиенты.

В этом смысле слова статус коммерческих банков воплощает в себе единство двух статусов — частного юридического лица и субъ­екта публичного права, участвующего в денежном процессе госу­дарства, обслуживающего этот денежный процесс. Во многих странах мира для особой категории банков выделяется специаль­ный статус — банки публичного права. В России такого статуса нет, что является существенным недостатком российского право­ведения в целом, весьма значимо сказывающимся на проблемах статуса банка. Первым банком, который реально этим статусом обладает, следует считать Банк России, близкий к такому статус имеют муниципальные банки, элемент публичности есть и у так называемых уполномоченных банков Правительства Российской Федерации.