Печать
PDF

Лекция 3. Государство и политическая система общества - 2. Виды, сущность и социальное назначение государства

Posted in Теория государства и права - Теория государства и права (А.А.Иванов_В.П.Иванов)

2. Виды, сущность и социальное назначение государства

Становление западной (доминирующей) концепции государства началось еще в глубокой древности, с аристотелевского понимания государства как политической ассоциации (объединения) свободных и равных граждан. В таком понимании государство практически не выделялось из общества. Концепция Аристотеля впоследствии поддерживалась Цицероном, Ф. Аквинским, М. Падуанским, Г. Гропием, Дж. Локком, И. Кантом и др. На рубеже XVI—XVII вв. видение государства постепенно приобрело новые черты. Оно стало ассоциироваться, в большей степени, со специальным аппаратом, публичной властью (Ж. Бодэн, Т. Гоббс, В. Гумбольт, К. Маркс, В. Ленин и др.).
В XVII в. были четко сформулированы основы концепции естественных прав человека и договорной теории государства. XVIII век связал эти два элемента в единую систему либерального государства, призванного защищать индивида от произвола (Руссо, Монтескье, Гумбольт). Научные изыскания XIX в. привели к теоретическому обоснованию основ правовой государственности (Р. Моль). В том же XIX в. зародились и практически весь XX в. воплощались в жизнь идеи социалистического (пролетарского, общенародного) государства. В прошлом веке также существовало государство фашистского типа.
В различные эпохи человеческой истории появлялись и совершенно фантастические в своей гармоничности концепции общественного и государственного строя. Возникали представления об альтернативном обществе, в котором устранены все виды социального зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеобщее благополучие за счет воцарения абсолютной справедливости, свободы, равенства и других идеалов. Это, например, идеальное государство Платона (428—348 г. до н.э.), “Утопия” Т. Мора (1478— 1535), “Город Солнца” Т. Кампанеллы (1568-1639), “Земля Офирская” М. Щербатова (1733—1790) и др.
Разновидности государств:
- тоталитарное государство, максимально вмешивающееся в жизнь граждан и их объединений, насаждающее единство мнений и оценок, политической организации и экономики. Такое государство поглощает все общество. Тоталитарное государство — это диктатура государства;
- авторитарное государство характеризуется излишней опекой общества и отдельных граждан, вмешательством во все их внутренние дела, мелочной регламентацией общественных отношений;
- правовое государство, которое не только закрепляет, но и гарантирует реализацию и защиту основных прав и законных интересов, признает личность свободной и полноправной;
- социальное государство — государство, в котором имеются конституционые гарантии экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина (особенно социально незащищенных слоев населения), а их надлежащая реализация является важнейшей обязанностью государства; это государство, основанное на законодательно закрепленных принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности (“Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты” (ст. 7 Конституции РФ);
- светское государство — это государство, свободное от какого- либо влияния религии, ее догматики и обрядности, различных религиозных организаций и их представителей на устройство и деятельность ее политических и правовых институтов, на систему государственного образования и другие сферы государственной жизни; светское государство нейтрально по отношению к религии, в нем признается свобода от религии и атеизма (Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 14, 28 Конституции РФ);
- корпоративное государство является одной из государственных форм авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, строго отобранных правительством (например, фашистская Италия в 1926—1943 гг.).
Таким образом, сущность современного государства состоит в том, что оно является организующей силой общества, которая выражает и охраняет личные и общие интересы его членов.
В настоящее время продолжают существовать также теократические и клерикальные государства. В теократических государствах, где государственная власть в значительной мере принадлежит церковной иерархии, ее высшие органы практически полностью повторяют структуру церковной организации (Саудовская Аравия, Ватикан). В клерикальных государствах верховная власть не принадлежит церковной иерархии, но сама церковь, посредством своих законодательно установленных институтов, самым активным образом воздействует на функционирование власти государственной (например, Иран).