Сколько стоило открытие Америки
Многие историки сошлись во мнении о полной сумме расходов на экспедицию в два миллиона мараведи. Бухгалтерских книг о поступлениях и расходах не велось, а ученые ссылаются на противоречия в нескольких источниках.
Если остановиться на сумме в 2 млн, то одним из этих миллионов был королевский кредит от Святой Эрмандады. Колумб мог участвовать вложением около 12,5% от всех расходов (это до 250 тыс. мараведи). Такими деньгами в 1492 г. он не располагал, но ему могли дать в долг друзья и единомышленники. Наряду с короной и Колумбом финансирование экспедиции могло поступить от Сантанхеля, испанских и итальянских купцов.
В путешествии по поискам западного пути в Индию участвовали три каравеллы, одну из которых зафрахтовали за деньги. Пару других (с полным оснащением, годовым запасом продовольствия) корона велела предоставить от города Палос-де-ла-Фронтера как штраф за нарушение запрета по местам вылова рыбы.
Колумб отправился из Палоса в начале августа 1492 г. Дальнейшие события хорошо известны.
Дополнительные инвестиции
В 2007 г. опубликована статья Дэвида Сатавы, профессора кафедры бухучета в Хьюстонском Университете, о первом плавании Колумба, где оцениваются прибыли и убытки по исторической оценке бухгалтера. Как отметил Сатава, на экспедицию израсходовано 1765734 мараведи, а убыток составил 808820 мараведи.
Первое плавание Колумба не привело к открытию крупных золотых запасов. И специи из земель, поименованных им Западной Индией, таковыми не были: внешне растения были схожи с восточно-индийскими растениями, но для употребления в пищу не подходили. Проект становился провальным.
Колумб применил всю свою мудрость для продолжения проекта. Возвращаясь к берегам Испании в 1493 г., он сочинил рекламное предложение короне с восхвалением открытых им территорий: там множество рудников с золотом и другими металлами, большие золотоносные реки полны вкусной воды, Эспаньола богата пряностями, хлопком, алоэ, рабами из идолопоклонников. И все это он даст их величествам в таких количествах, которые те прикажут прислать.
В майский день 1493 г. Колумб прибыл к королям в богатых одеяниях в сопровождении нескольких слуг и шестерых индейцев. В руках индейцев качались клетки с пестрыми попугаями, а шкатулки были полны золота. Представление пришлось монархам по душе. Колумб удостоился места за столом возле их величеств, и те предложили новую экспедицию. Караван из 17 судов отправился к новым землям в сентябре. А потом состоялось и третье путешествие.
Разлад со спонсорами
К концу 1504 г. Колумб возвратился на испанскую землю из последнего, четвертого плавания. У него ухудшилось здоровье, но денег было вдосталь: Новый Свет хорошо обеспечивал золотом. Оставшиеся на Эспаньоле золотые монеты позволили брать у банкиров денежные ссуды. От губернатора Эспаньолы он получил сундук с пряностями. Но адмирал островов и материка был уверен, что их величества его обманули. В письмах к сыну Колумб регулярно просил добиться, чтобы король честно выплатил полагающиеся ему «десятую, восьмую и третью» доли.
«Десятая» — это 1/10 стоимости всех товаров из новых земель. Короли не отказывались соблюдать эту часть договора, но учитывали лишь золото. Королевская казна удерживала 20-процентный налог со стоимости драгоценного металла. Колумбу платили 1/10 от этих 20%, что равно 2% стоимости, а это лишь 1/5 обещанного. Если бы эта экспедиция состоялась в нынешние дни, для такого «авантюрного предприятия» понадобилась бы банковская услуга по расчетно-кассовому обслуживанию, большой выбор которых есть на 1mbank.ru.
Информации о судьбе товаров, которыми Колумб вел торговлю Старого и Нового Света, не сохранилось.
«Третья часть» относится к привилегиям носящего звание адмирала. До Колумба дошли сведения, что верховному адмиралу Кастилии предоставлено право вводить налог с продаж в размере 33 1/3% на торговлю в границах его юрисдикции. Колумб хотел такого же права для Вест-Индии. Но получил отказ.
В 1506 г. великого мореплавателя и предпринимателя не стало. Его потомкам пришлось вести многолетний спор с монархией за привилегии, полученные Христофором Колумбом за открытие Америки.
В итоге вложения испанской короны в первую экспедицию Колумба многократно окупились. По выводам американского исследователя Роберта Фьюсона в публикации «Бортовой журнал Христофора Колумба», доход Испании по каждому мараведи, вложенному в первое плавание адмирала, составил 1733000 мараведи. У какого еще стартапа такая рентабельность?!