Печать
PDF

§ 4. Основные начала семейного права

Posted in Семейное право - Семейное право России (М.С. Каменецкая)

Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

§ 4. Основные начала семейного права

Для полного раскрытия сущности отрасли семейного права, помимо обозначения ее предмета и метода, необходимо выявить цели и принципы семейно-правового регулирования. В Семейном кодексе РФ они носят название «основные начала» и закреплены в ст. 1.
Цель семейно-правового регулирования - предполагаемый результат, который государство стремится достигнуть, осуществляя правовое регулирование семейных отношений.
Такими целями являются:
- укрепление семьи;
- построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее
членов.
Принципы семейного права - это основополагающие и общеобязательные правила поведения, определяющие сущность данной отрасли права, отклонение от которых недопустимо.
Уяснение принципов семейного права необходимо для правильного толкования и применения его норм. Например, при применении аналогии права правоотношения членов семьи определяются исходя из обших начал и принципов семейного права (ст. 5 СК РФ).
Исходя из общего смысла и буквального текста ст. 1 СК РФ можно выделить межотраслевые и специальные принципы семейного права.
К первой группе относятся принципы, которые характерны как для семейного права, так и для других отраслей права. Здесь можно выделить:
1. Недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Данный принцип основан на положении ч. 1 ст. 23 Конституции РФ, согласно которому каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни. Поскольку «частная жизнь» более широкое понятие и включает в себя и семейную жизнь, поэтому это конституционное положение применимо к последней. Рассматриваемый принцип тесным образом связан с таким специальным принципом, как разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Поскольку разрешение всех вопросов семьи осуществляется по взаимному согласию ее членов и иных лиц, прямо указанных в законе, то посторонние лица не могут вмешиваться в дела семьи без их согласия или без наличия прямого указания в законе.
Правовое вмешательство в дела семьи допускается в исключительных случаях.
Первая группа таких случаев связана с отсутствием взаимного согласия между членами семьи. Например, согласно ст. 38 СК РФ общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению, а в случае спора раздел общего имущества и определение долей в нем производятся в судебном порядке. В силу ст. 65 СК РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, но при наличии разногласий они вправе обратиться за их разрешением в орган опеки и попечительства или в суд.
Вторая группа случаев связана с возможным или существующим нарушением прав и законных интересов конкретных лиц. Так, согласно п. 3 ст. 48 СК РФ отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав устанавливается по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия - по решению суда. Другой пример содержится в ст. 77 СК РФ: при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе на основании соответствующего акта немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
2. Обеспечение беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав. Смысл этого принципа раскрыт в п. 1 ст. 7 СК РФ: граждане по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами, вытекающими из семейных отношений (семейными правами). В качестве примера можно привести п. 1 ст. 66 СК РФ: родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. При этом родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем.
Рассматриваемый принцип не является абсолютным, поскольку осуществление членами семьи своих прав не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан. Это положение соответствует ч. 3 ст. 17 Конституции РФ. Например, в силу ст. 63 СК РФ родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Но согласно ст. 67 СК РФ близкие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей от предоставления им возможности общаться с ребенком орган опеки и попечительства может обязать родителей не препятствовать этому общению, а при неподчинении родителей данному решению - вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком.
3. Возможность судебной защиты прав членов семьи. Данный принцип основан на положении ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Он означает, что при возникновении спора о праве, при нарушении прав и законных интересов заинтересованное лицо может обратиться в суд за их защитой. Помимо этого, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В Семейном кодексе РФ этот принцип конкретизирован в ст. 8: защита семейных прав осуществляется судом, а в случаях, предусмотренных СК РФ, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Как видно из этой нормы, судебная защита прав является приоритетной по сравнению с защитой прав в административном порядке. Ведь судебная защита применяется ко всем семейным правам, а административная - только при наличии прямого указания в СК РФ.
4. Равенство прав граждан в семейных отношениях. Этот принцип основан на положении ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, которое воспроизводится в п. 4 ст. 1 СК РФ с учетом специфики предмета отрасли семейного права: запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Это означает, что независимо от того, к какой социальной группе, расе и национальности относится человек, носителем какого языка является и какую религию исповедует либо не исповедует никакой, он имеет такие же права, что и другие граждане. Ограничение прав запрещается именно по этим основаниям.
Однако по другим основаниям ограничение прав граждан возможно. При этом должны соблюдаться два условия. Во-первых, такие ограничения должны вводиться только федеральными законами. Не допускается установление ограничений законами субъектов РФ, подзаконными актами как федерального уровня, так и уровня субъектов РФ, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Во-вторых, должны соблюдаться цели, ради достижения которых допускается ограничение прав граждан в семье. В Семейном кодексе РФ перечислены только три цели: защита нравственности, защита здоровья и защита прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.
В качестве примера можно привести ст. 73 СК РФ: ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Из этого примера видно, что ограничение введено федеральным законом, т. к. Семейный кодекс РФ является таковым, и для достижения двух целей: защиты здоровья и (или) прав и законных интересов ребенка.
Вторую группу составляют принципы, которые характерны только для отрасли семейного права. К ним относятся:
1. Признание брака, заключенного только в органах записи актов гражданского состояния. Данный принцип означает, что юридическую силу имеет только брак, заключение которого прошло государственную регистрацию в органах записи актов гражданского состояния. Браки, заключенные по религиозным обрядам, национальным и местным обычаям либо иным способом, а также фактическое сожительство мужчины и женщины не имеют юридической силы законного брака, а следовательно, не влекут правовых последствий, установленных семейным законодательством. Существование этого принципа объясняется несколькими причинами. Во-первых, Россия является светским государством (ст. 14 Конституции РФ), поэтому невозможно закрепление юридической силы за браком, заключенным по религиозным обрядам. Во-вторых, в России обеспечивается государственная поддержка семьи, и семья находится под защитой государства (ч. 2 ст. 7 и ст. 38 Конституции РФ). Для того чтобы осуществлять эти функции, государство должно знать о наличии семьи. Поскольку решение вопроса о создании и распаде семьи является исключительно личным делом мужчины и женщины, то государство может узнать о таком решении только от них. Поэтому единственным способом, позволяющим государству узнать о создании и распаде семьи, является их обращение в государственные органы с последующей государственной регистрацией заключения и расторжения брака. Государственная регистрация заключения брака является актом подтверждения создания семьи мужчиной и женщиной, а также признания юридической силы их союза.
Из этого принципа есть исключения, которые будут рассмотрены в теме 3, § 1.1.2 «Заключение брака».
2. Добровольность брачного союза мужчины и женщины. Данный принцип означает, что браком является только гетеросексуальный союз, возникший и существующий на началах единобрачия (моногамии) и добровольности. Добровольность брачного союза, в свою очередь, проявляется в том, что женщина или мужчина самостоятельно, без постороннего воздействия, выбирает себе будущего супруга (супругу) и решает вопрос о заключении брака. Не допускается принудительное состояние в браке, поэтому оба супруга наделены правом расторгнуть брак в любое время. При этом никакие государственные органы и иные лица не могут юридически обязать гражданина состоять в браке.
Принцип нашел свое отражение в конкретных нормах СК РФ: ст.ст. 12, 14, 27, а также ст.ст. 16,19, 21-23.
3. Равенство прав супругов в семье. Этот принцип основан на положении ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, согласно которому мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Он проявляется и в конкретных нормах СК РФ: ст.ст. 31, 32, посвященных личным неимущественным правам супругов; в ст.ст. 34, 35, 39, регулирующих имущественные права супругов; в ст. 61, относящейся к родительским правам.
4. Разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию. Наличие данного принципа обусловлено существованием вышеприведенного принципа, поскольку только при наличии равенства прав возникает необходимость во взаимном согласии. Однако сам принцип имеет более широкое значение. Он означает, что при решении любого вопроса жизни семьи необходимо учитывать мнение либо получить согласие тех ее членов и иных относящихся к семье лиц, прав и интересов которых данный вопрос касается.
По своей правовой природе учет мнения является менее строгим требованием, чем необходимость получения согласия. Отсутствие согласия лица, которое обязательно по закону для решения конкретного вопроса, влечет признание данного вопроса нерешенным и его передачу на рассмотрение, как правило, органу опеки и попечительства или суду. Например, согласно ст. 58 СК РФ имя и фамилия ребенку даются по соглашению родителей. Однако при отсутствии соглашения между родителями возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.
Иначе дело обстоит с учетом мнения. Окончательное решение может полностью или частично не совпадать с мнением лица, учет которого обязателен. При этом разрешаемый вопрос не будет считаться нерешенным. Например, если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос с учетом мнения другого родителя (п. 2 ст. 59 СК РФ). Но законом не установлены негативные правовые последствия, если окончательное решение не будет совпадать с мнением данного родителя.
В большинстве случаев требуется учет мнения несовершеннолетних детей. Общее правило закреплено в ст. 57 СК РФ: ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Этой норме корреспондирует п. 2 ст. 65 СК РФ: все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Данные положения воспроизводятся применительно к решению конкретных вопросов. Например, родители, опекун (попечитель) с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63, п. 1 ст. 150), при отсутствии соглашения родителей о месте жительства детей спор разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом их мнения (п. 3 ст. 65), передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения (п. 3 ст. 154).
Наличие согласия обязательно во взаимоотношениях супругов (ст. ст. 31, 35, 38, глава 8, ст. 133 СК РФ) и родителей (ст. ст. 48, 51, 58, 59, 65, 66, 80, глава 16, ст. ст. 129, 134 СК РФ). В случаях, прямо предусмотренных СК РФ, также необходимо согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет (ст. ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 154 СК РФ). В частности, при изменении имени и (или) фамилии ребенка, восстановлении в родительских правах, его усыновлении (удочерении), передаче ребенка в приемную семью. Поскольку в семейных правоотношениях носителями прав и обязанностей являются не только члены семьи, но и иные лица, то необходимо получение их согласия в случаях, прямо предусмотренных законом. Например, в силу ст. 131 СК РФ для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемных семьях, необходимо согласие в письменной форме их опекунов (попечителей) и приемных родителей соответственно.
5. Приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии. Данный принцип состоит из двух частей. Конкретное выражение принцип семейного воспитания детей находит в ст. 54 СК РФ: каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. При утрате родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 СК РФ. В ст. 123 СК РФ перечислены формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, среди которых можно выделить три формы передачи детей на воспитание в семью: усыновление (удочерение), опека (попечительство) и приемная семья, а также иные формы их устройства (передача в учреждения для детей- сирот, в воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие). При этом законодательно закреплено, что усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства таких детей (п. 1 ст. 124 СК РФ). Этот факт объясняется тем, что ребенок и усыновители приравниваются к родственникам по происхождению, в силу чего ребенок получает статус члена семьи усыновителя. Иначе дело обстоит при опеке (попечительстве) и в приемной семье, где ребенок является лишь воспитанником, но не членом семьи.
Вторая часть принципа - забота о благосостоянии и развитии детей - основана на положении ч. 2 ст. 38 Конституции РФ: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Проявляется она в целом комплексе взаимосвязанных прав несовершеннолетних детей и обязанностей родителей, которые закреплены в главах 11-13 СК РФ. При ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей и наличии обстоятельств, в силу которых оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для него, допускает лишение и ограничении родительских прав, отобрание ребенка у родителей (ст. ст. 69, 73, 77 СК РФ).
6. Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Данный принцип основан на положении ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, согласно которому Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Несовершеннолетние и нетрудоспособные лица тоже обладают правом на достойную жизнь и свободное развитие, но в силу объективных причин (малолетства, инвалидности, достижения пенсионного возраста) не могут самостоятельно обеспечить себя необходимыми средствами к существованию. Поэтому государство, осуществляя свою социальную функцию, предусмотрело в СК РФ данный принцип, который находит свою реализацию в конкретных нормах: ст.ст. 80, 85-89, 93-98 СК РФ. Так, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и участвовать в несении дополнительных расходов, связанных с исключительными обстоятельствами. Трудоспособные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и участвовать в несении дополнительных расходов, связанных с исключительными обстоятельствами.
Обеспечение приоритетной защиты прав и интересов указанных членов семьи не означает, что государство не осуществляет защиту прав и интересов лиц, на которых возложены соответствующие обязанности. Например, в силу п. 2 ст. 81 размер алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, может быть уменьшен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Согласно ст. 87 СК РФ размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон. При этом дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что последние уклонялись от выполнения родительских обязанностей.