ВВЕДЕНИЕ

Posted in Договорное право - Договорное право в международном обороте

 

 

Современная эпоха характеризуется ускорением развития международных коммерческих отношений и их диверсификацией. Выход экономических отношений за рамки отдельных стран в результате интернационализации производства и роста экономической взаимозависимости экономик различных государств сопровождался изменениями экономического и юридического характера договорных отношений. Вследствие происшедших в Российской Федерации глобально-исторических изменений значительно возросло количество российских участников международных коммерческих контрактов, что требует от них овладения необходимой юридической и коммерческой техникой. Сложившиеся хозяйственные связи между предприятиями, находящимися в странах СНГ, приобрели характер внешнеэкономических отношений, оформляемых международными контрактами, регулирование которых осуществляется актами универсальными (Конвенция ООН 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров <*>) или региональными (Соглашения от 20 марта 1992 г. об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников СНГ <**>, о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности унификации <***>).

--------------------------------

<*> Официальный текст Конвенции опубликован в кн.: Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. М.: Юрид. лит., 1994. С. 221 - 247.

<**> Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. Вып. 4. Минск, 1992. С. 57.

<***> Там же. С. 53.

 

Во второй половине XX в. мир вступил в период глобализации, прежде всего международной экономики. Это получает отражение в новых способах производства, в развитии финансовых рынков, в экспансии мультинациональных компаний, в уменьшении с появлением либеральных и неолиберальных концепций роли государства, его неспособности охватить национальными правовыми нормами глобализированный рынок. В поисках наиболее выгодных мест приложения капитала и рынков сбыта на смену традиционным международным коммерческим контрактам приходят новые договорные формы, предполагающие более сложные формы экономического и юридического взаимодействия сторон; происходит значительная эволюция сторон таких контрактов: от традиционно функционирующих в рамках соответствующей правовой системы юридических лиц к транснациональным компаниям, в деятельности которых происходит очевидное разделение юридической стороны их деятельности (они выступают в качестве юридических лиц соответствующих государств) и экономической стороны их деятельности (экономически они функционируют как звенья одной системы). Преобладание национально-правового регулирования международных коммерческих контрактов сменяется международно-правовым регулированием в виде международных конвенций; выявленная в конце прошлого столетия недостаточная эффективность международных коллизионных и материально-правовых конвенций обусловила поиск новых регуляторов отношений международного коммерческого оборота, что привело к появлению lex mercatoria и расширению сферы применения торговых обычаев.

На смену международно-правовому центризму, когда в центре нормотворчества находились государства, заключавшие международные конвенции, приходит полицентризм и появляются частные участники процесса унификации; происходит переход от государственно-правового регулирования к саморегуляции участников международных коммерческих контрактов, что проявляется в нахождении ими не встречавшихся ранее методов унификации, прежде всего в виде Принципов международных коммерческих договоров, стандартизации или нормализации международных коммерческих контрактов. Такая возможность обусловлена существенным возрастанием значения принципа автономии сторон и изменением концепции свободы договора, реализуемого в рамках международных коммерческих отношений. Возможность практического использования указанных документов российскими участниками внешнеэкономической деятельности следует из предписаний ст. ст. 5 и 7 Гражданского кодекса РФ, признавшего после длительного перерыва торговый обычай юридическим регулятором гражданско-правовых отношений (что особенно важно для международных коммерческих отношений), а также включившим в правовую систему нашей страны общепризнанные принципы и нормы международного права. Учитывая, что свобода договора в российском праве была закреплена лишь в Гражданском кодексе Российской Федерации и данный принцип действует со дня его вступления в силу - с 1 января 1995 г., для практической деятельности весьма важным является творческое использование данной свободы для успешной реализации контрактов с иностранными контрагентами. Однако данные аспекты недостаточно исследованы в отечественной доктрине, а вытекающие из этого возможности мало используются в практике взаимодействия сторон международных коммерческих контрактов.

Происходящая замена традиционной международной купли-продажи новыми договорными отношениями осуществляется по двум направлениям деятельности: "внешнему" и "внутреннему". С внешней стороны происходит совершенствование организационно-правовых форм сбыта и продвижения товаров, усиливается внимание к традиционным агентским отношениям и появляются новые типы контрактов - дистрибьюторский контракт и договор франчайзинга. С внутренней стороны форма транснациональной компании обеспечивает внутрифирменную кооперацию и снижение издержек производства при сохранении внешней системы самостоятельных договорных отношений между ее составными частями, организационно оформленными в виде самостоятельных юридических лиц.

Стремительное развитие новых видов коммуникаций уменьшает нашу планету, приближая страны друг к другу; распространение Интернета обеспечивает практически не зависящие от расстояний одновременные контакты партнеров, находящихся не только в разных странах, но и на разных континентах, вследствие чего утрачивается значение географического расстояния и различия часовых поясов. Это приводит не только к расширению взаимосвязей и взаимодействия между ними, но и к осознанию необходимости обеспечения надлежащих условий осуществления международных коммерческих отношений, включая заключение контрактов и разрешение возникающих из них споров с помощью Интернета.

Данный процесс развивается в двух направлениях. Первое направление состоит в устранении международно-правовых и административно-правовых препятствий торговли, что реализуется как на многостороннем универсальном уровне в рамках ВТО, так и на многостороннем региональном уровне, и прежде всего в рамках СНГ, ЕС, а также других международных региональных организаций. Благоприятные условия для международного оборота обеспечивают и двусторонние международные договоры, например, об избежании двойного налогообложения, о защите и поощрении инвестиций, а также многосторонние соглашения, призванные обеспечивать гарантии иностранных инвестиций, а также разрешение споров иностранных инвесторов с принимающим государством. Второе направление состоит в устранении частноправовых препятствий и обеспечении хозяйствующим субъектам возможности заключения и исполнения международных коммерческих контрактов, несмотря на их национальные различия и различия правовых систем, к которым они принадлежат. Это реализуется путем унификации права международных контрактов, которая позволяет обеспечить предсказуемость правового режима указанных контрактов, определенность договорных связей и эффективность реализации принятых сторонами обязательств.

Указанные два фактора в виде правовых и административных препятствий ограничивают возможности хозяйствующих субъектов в осуществлении международной деятельности, затрудняют процесс заключения и реализации контрактов и заставляют стороны не только предусматривать в них непосредственно связанные с конкретной сделкой аспекты, но и включать в них формулировки, создающие инфраструктуру такого контракта в виде применимого права и/или предусматривающие возможность преодоления препятствий, обусловленных принадлежностью контрагентов к различным правовым системам; создают в процессе исполнения контрактов как для самих сторон контрактов, так и для международных арбитров или национальных судей сложности в виде применения не известных той или иной правовой системе категорий и толкования незнакомых правовых понятий. Исследование возможных способов взаимодействия и предложение рекомендаций с целью устранения имеющихся препятствий имеет важное теоретическое и практическое значение.

В настоящей работе рассматривается унификация договора международной купли-продажи товаров, а также договоров, отражающих взаимоотношения сторон в связи с реализацией товара на внешнем рынке. Учитывая принятую в международном праве терминологию (где международно-правовые документы именуются "договорами"), а также широкое использование в нашей стране и за рубежом для обозначения частноправового договора международной купли-продажи товаров термина "контракт", автор с целью разграничения указанных понятий, относящихся к различным отраслям права (понимая, с учетом терминологии российского гражданского законодательства, что это имеет достаточно условный характер, но отражает принятые в международной практике подходы), использует указанные термины в приведенном смысле.

Потребность достижения единообразия впервые была осознана в отношении международной купли-продажи товаров, поскольку в течение длительного времени, вплоть до 70-х годов ХХ в., именно данному договору принадлежало первенство в оформлении отношений международного коммерческого взаимодействия. Поэтому основное число универсальных конвенций посвящено именно международной купле-продаже.

Усилия международных организаций по универсальной унификации правового регулирования международной купли-продажи товаров, а затем и смежных с ним агентских договоров первоначально были сосредоточены на достижении единообразия коллизионных норм, что должно было обеспечить предсказуемость в применении к указанным контрактам норм и правил иностранного права. Однако сложности обеспечения ратификации государствами коллизионных конвенций, обусловленные необходимостью внесения изменений в их внутреннее законодательство, имеющее в отдельных странах и правовых системах значительные расхождения, применение национальными судами норм иностранного права в системе с нормами внутреннего права, а также уклонение их от применения иностранного права, - все эти факторы обусловили обращение к универсальной унификации материально-правовых норм, регламентирующих отдельные международные коммерческие контракты.

Возникновение после второй мировой войны международных региональных организаций (Совет Экономической Взаимопомощи, Европейский союз, Содружество Независимых Государств, Организация американских государств) послужило импульсом для развития региональной унификации коллизионных вопросов правового регулирования международных коммерческих контрактов. Достигнутые ими результаты унификации повлияли не только на унификацию универсальную, но и на совершенствование российского коллизионного права.

Обеспечение единообразия правового регулирования международных коммерческих контрактов исследуется в нескольких ракурсах: в рамках универсальной и региональной унификации, унификации коллизионных и материальных норм, международно-правовой и частноправовой унификации. Подобный подход позволил разработать современную систему унификации права международных коммерческих контрактов.

Развитие международных экономических отношений, появление новых участников международных коммерческих контрактов в виде транснациональных компаний и органов государств, новых объектов регулирования, а также новых видов договорных связей, ранее не известных праву и практике, обусловило необходимость осмысления происходящих в современный период явлений, выявления их места в системе правового регулирования отношений из международных коммерческих контрактов и разработки рекомендаций по их практическому использованию.

Отношения на уровне участников международных коммерческих контрактов в отечественной доктрине международного частного права исследовались применительно к результатам унификации международной купли-продажи товаров; унификации других видов договорных отношений не уделялось внимания. Коллизионные аспекты универсальной унификации были исследованы М.М. Богуславским и Л.А. Лунцем применительно к гаагским конвенциям, затрагивающим коллизионные и материально-правовые вопросы международной купли-продажи товаров. На региональном уровне материально-правовая и коллизионная унификация права международных контрактов не была исследована. Учитывая происходящую в последнюю четверть ХХ в. эволюцию унификационных процессов от межгосударственных конвенций к межконтрактному взаимодействию в его различных формах, включая "частные" унификации и lex mercatoria, автор анализирует указанные тенденции с целью нахождения оптимального сочетания используемых методов для их применения в договорной практике.

Результаты универсальной унификации оказывают влияние на обновление отечественного гражданского законодательства, включая нормы международного частного права; указанные результаты могут быть использованы в ходе дальнейшего совершенствования международных контрактных отношений между партнерами различных государств, и прежде всего СНГ; овладение же современным инструментарием частноправовой унификации позволит отечественным хозяйственным субъектам более уверенно и эффективно выступать на международных рынках.