ДОГОВОРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Posted in Договорное право - Договорное: Заем, Кредит, Факторинг, кн.5, т.1

 

 

Многоступенчатая классификация договоров, первая ступень которой построена путем использования признака их результата, позволяет прежде всего выделить договоры, направленные на передачу имущества (1), на выполнение работ (2), на оказание услуг (3). Подобное деление сохраняет значение применительно не только к договорам, но и к гражданским правоотношениям в целом. Подтверждением может служить ст. 2 Гражданского кодекса РФ. Указав на регулирование гражданским законодательством отношений между теми, кто занимается предпринимательской деятельностью либо с их участием, приведенная статья усматривает смысл подобной деятельности в том, что она является самостоятельной, осуществляемой на свой риск, притом направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Когда у участников гражданского оборота появляются встречные интересы, связанные с приобретением товаров, выполнением работ или оказанием услуг, они заключают между собой договоры, которые соответствуют признакам какой-либо из таких групп. Имеются в виду договоры купли-продажи, аренды, аренды помещения или оборудования, подряда, поручения, комиссии и др. Не исключено, что при заключении конкретного договора набор входящих в его состав отдельных элементов будет отвечать особенностям, присущим одновременно договорам, которые входят в разные группы. И тогда налицо вариант смешанных договоров, которым посвящена ст. 421 ГК.

Все, о чем шла речь выше, отнюдь не исключает существования договоров за пределами приведенной группировки. По этой причине, в частности, появлялись в разное время высказывания в пользу выделения большего числа крупных групп договоров. Имеются в виду главным образом договоры, отличительной чертой которых является то, что их предмет составляет совместная деятельность.

К такому выводу приходил, в частности, М.В. Гордон, полагавший, что "особую группу договоров должны составить отношения по поводу совместной хозяйственной деятельности" <*>.

--------------------------------

<*> Гордон М.В. Система договоров в советском гражданском праве // Уч. зап. Харьковского юрид. ин-та. Вып. 5. Харьков, 1954. С. 823.

 

Предпосылки для выделения именно этой, еще одной, группы договоров многократно отмечались в литературе. В.И. Синайский, например, усматривал потребность в таких договорах в том, что "отдельных усилий лица, в особенности физического, далеко не всегда достаточно для достижения намеченных им целей, не всегда к тому же лицо располагает и большими средствами, необходимыми для дела. Вот почему отдельные лица (безразлично, физические или юридические) стремятся действовать сообща, соединяя в той или другой комбинации свои средства и свои силы" <*>.

--------------------------------

<*> Синайский В.И. Русское гражданское право: Обязательственное, семейное и наследственное право. Вып. II. Киев, 1915. С. 183.

 

По этому же поводу А.Ф. Федоров полагал: "Единоличные силы человека подчас оказываются недостаточными для различных затруднений в деле осуществления намеченных целей; так, например, у одного может быть капитал, но нет уменья открыть и вести задуманное дело, а у другого, наоборот, может быть таковое уменье, но нет нужного капитала; между тем соединение таких лиц в состоянии дать и капитал, и потребное уменье. С другой стороны, торговые товарищества вызываются к жизни также современными экономическими условиями, обеспечивающими больше выгоды предприятиям, располагающим более значительным капиталом. Правда, оборотный капитал можно увеличить также при помощи кредита; но, с одной стороны, кредитом все пользуются в торговой сфере, а потому его благодетельное действие теряет значение в отношении к расширению оборотного капитала отдельных торговых предприятий сравнительно с другими аналогичными предприятиями; с другой же стороны, насколько касается размеров кредита, им легче пользоваться опять-таки тем предприятиям, которые обладают большим наличным капиталом. Равным образом, ввиду возможных всякого рода случайностей, должно быть вполне понятным стремление разложить риск по предприятию привлечением к последнему участия нескольких лиц на тех или других началах, определяющих долю имущественного участия в предприятии" <*>.

--------------------------------

<*> Федоров А.В. Торговое право. Одесса, 1911. С. 411 - 412.

 

Можно указать и на мнение, высказанное В.С. Максимовым: "Единственным средством скопления в одних руках значительных капиталов и сложения с одного лица всей тяжести риска является соединение имущественных средств нескольких лиц. При такой форме предприятия достигается большее обеспечение его от случайностей, связанных с личностью единичного предпринимателя, риск не концентрируется на одном уровне, а распределяется между рядом хозяйств, опытность и знание одного соединяются с капиталом другого; один знает лучше, как получить доход, но не имеет нужных к тому средств, другой имеет средства, но не умеет ими пользоваться.

Такое соединение может представляться тесным личным и имущественным союзом небольшого числа лиц, исполненных взаимного друг другу доверия, потому что эти лица рискуют всем своим состоянием" <*>.

--------------------------------

<*> Максимов В.С. Законы о товариществах. М., 1911. С. 173.

 

Как видно из уже приведенного, понятие "договор о совместной деятельности" имеет весьма широкое содержание. При этом один из ее видов составляет совместная деятельность по созданию коллективных образований, построенных на началах членства. И не случайно в приведенных выше положениях, сформулированных в трудах В.И. Синайского, А.Ф. Федорова и В.С. Максимова, речь идет о совместной деятельности, сводящейся к созданию таких образований, притом, как показано было последним из авторов, речь идет о различных их видах.

Именно такого рода совместную хозяйственную деятельность имел в виду и В.Н. Шретер, когда в первые годы после революции обращал внимание на то, что "товарищеское объединение нескольких лиц для совместного достижения определенной хозяйственной цели встречается уже в самой глубокой древности. Идея товарищеского соглашения там, где сил одного не хватает для разрешения какой-либо жизненной задачи, сама по себе настолько проста и естественна, что всюду, где мы встречаем человека в общежитии, мы встречаем и договор товарищества. Нет такого законодательства в прошлом, которое не знало бы товарищества" <*>.

--------------------------------

<*> Шретер В.Н. Советское хозяйственное право. М.; Л., 1928. С. 149.

 

Составители проекта Гражданского уложения Российской империи в своем комментарии обращали внимание на то, что "объединения, основанные на договоре, представляют большое разнообразие. Нет, можно сказать, такой стороны человеческой деятельности, преуспению коей не способствовало бы соединение воедино усилий и средств тех лиц, которые поставляют ее себе задачей" <*>.

--------------------------------

<*> Гражданское уложение. Книга пятая: Обязательства. Т. IV. С объяснениями. СПб., 1898. С. 308.

 

Договоры о создании коллективных образований, будучи разновидностью договоров о совместной деятельности, обладают определенной спецификой, и по указанной причине такие договоры заслуживают быть выделенными в этой группе.

Подобно другим договорам, зачисленным в группу договоров о совместной деятельности, договоры, направленные на создание коллективных образований, в свою очередь предполагают проведение в таких рамках дальнейшей внутренней классификации. На этот раз за основу принимаются различия в природе создаваемого коллективного образования: идет ли речь об образованиях, не обладающих гражданской правосубъектностью, либо об образованиях - юридических лицах <*>. Для каждой из указанных подгрупп устанавливается свой особый правовой режим <**>. Все это предполагает регулирование соответствующих договоров как общими нормами о договорах (сделках), так и нормами специальными.

--------------------------------

<*> По поводу различия в природе этих двух видов коллективных образований высказывались в последнее время не вполне совпадающие точки зрения, в ряде случаев связанные с более общим вопросом - о системе права. См., в частности: Белых В.С. Объекты предпринимательской деятельности. Екатеринбург, 2002. С. 31 и сл.; Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 769; Кашанина Т.В. Корпоративное право (право хозяйственных товариществ и обществ). М., 1999. С. 58 и сл.; Ровный Д.В. Понятие и признаки предпринимательства (гражданско-правовой аспект). Иркутск, 1998. С. 11 и сл.; Якушев В.С. Правовое регулирование внутрихозяйственных отношений // Межвузовский сборник научных трудов: Вопросы совершенствования хозяйственного законодательства. Вып. 68. Свердловск, 1978. С. 113 и сл.; Пахомова Н.Н. Цивилистическая теория корпоративных отношений. Екатеринбург, 2005 (гл. III); Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002 и др.

<**> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. М., 1997. С. 320 и сл.

 

Среди построенных на началах членства образований особое место занимают различные виды товариществ (обществ). Как отмечал в годы действия ГК 1922 г. В.Ю. Вольф, товарищество представляет собой объединение физических или юридических лиц на добровольных началах, происходящее при их образовании (1), направленное на осуществление субъектами соответствующего объединения результата во имя общей цели (2), достижение общей цели общими силами, включая помимо прочего внесение взносов (3), осуществление общей цели на началах равноправия (4). Последнее позволило автору считать товарищей выступающими как "совладельцы", как "хозяева общего дела" <*>.

--------------------------------

<*> Вольф В.Ю. Основы хозяйственного права. М., 1928. С. 36.

 

Более широкий круг признаков товариществ был определен еще ранее применительно к Своду законов гражданских Российской империи и проекту Гражданского уложения.

Один из них - намерение лиц быть товарищами (animus contrahendae societatis). Именно с этим признаком, вернее с его отсутствием, связывал В.И. Синайский невозможность рассматривать в качестве товарищей рабочих и лицо, которое их наняло, даже в тех случаях, когда рабочий сверх получения жалованья пользуется участием в прибылях <*>. Другой признак, носящий в еще большей мере обобщающий характер, был выделен в проекте Гражданского уложения как такой, который "служит средством приобретения, средством получения прибыли" <**>. В этих пределах было проведено четкое разграничение в рамках соответствующей конструкции различных видов товариществ, из которых "одни устраиваются по индивидуалистическому началу (товарищества полное и на вере), а другие - по корпоративному (акционеров и с переменным составом)" <***>.

--------------------------------

<*> См.: Синайский В.И. Указ. соч. С. 183 и сл.

<**> Гражданское уложение. Книга пятая: Обязательства. Т. IV. С объяснениями. С. 307.

<***> Там же.