Глава X. ДОГОВОР БУКСИРОВКИ

Posted in Договорное право - Договорное право: Договоры о перевозке,..., кн.4

 

 

1. Перевозка - договор перевозки;

буксировка - договор буксировки

 

Одна из наиболее древних, но всегда сохраняющих свое значение для гражданского оборота услуг имеет целью пространственное перемещение. Указанная услуга выражается в принятии на себя стороной обязанности "перевозить". "Перевозить", в свою очередь, означает, как в свое время полагал В. Даль, "переваживать что, кого, откуда, куда, через что... доставлять с/из одного места на (в) другое, на лошадях и ином скоте либо на тачках, салазках, вручную и на судах, паромах, плотах и пр." <*>.

--------------------------------

<*> Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. III. М., 1955. С. 39 - 40 (с издания 1882 г.).

 

Несмотря на то что с тех пор, когда это было написано, прошло немало десятков лет и способы перевозки стали по общему правилу совсем иными, содержание соответствующей услуги осталось прежним: доставить, куда пожелает само обратившееся за нею лицо, следующие с ним вещи (багаж) или принадлежащие ему товары.

Особую роль в обществе при любой экономической системе призван сыграть именно последний вид перевозки - доставка товаров. Суть его весьма лаконично, но, как всегда, точно в свое время обозначил Г.Ф. Шершеневич. Для этого достаточно оказалось указать на то, что "товары нуждаются в перемещении к спросу" <*>. Заслуживает внимания и то уточнение, которое было сочтено необходимым тут же сделать: "Однако одним перемещением обязанность перевозчика не исчерпывается, - он должен в месте назначения сдать вещи тому лицу, которое заранее будет определено условиями перевозки" <**>.

--------------------------------

<*> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II. М., 1908. С. 237.

<**> Там же.

 

Для перевозки груза используется прежде всего модель одноименного договора. Основу договора перевозки груза как раз и составляют лежащие на стороне, оказывающей такую услугу, две обязанности: "доставить" и "сдать". Непременно присущая этому договору особенность состоит в том, что перевозка груза осуществляется в таком случае без участия отправителя. Все, что с ней связано, принимает на себя перевозчик.

А теперь - буксировка. "Буксировать", разъясняется в современном Толковом словаре, означает "тянуть за собой на канате другое судно" <*>. Так полагал на этот счет и В. Даль: "Буксировать - тащить по воде плавучую вещь или судно другим судном, гребным, парусным или паровым; взять судно в таск, в волочню, подчалить судно" <**>.

--------------------------------

<*> Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. I. М., 1935. С. 201.

<**> Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I. М., 1955. С. 139 (с издания 1880 г.).

 

Есть основания рассматривать объем соответствующего понятия более широко. Прежде всего следует указать на то, что "буксировать" - это не только "тащить", но и "толкать". Кроме того, при всем значении водной буксировки область использования буксировки не ограничивается морем и рекой. Хотя и гораздо реже, но к буксировке прибегают и на других видах транспорта.

Так, на автомобильном транспорте буксировку используют нередко, притом не только в целях перемещения автомашины (с грузом или пассажирами), но также, например, и тогда, когда возникает потребность "оттащить" автомашину, оставленную владельцем в месте, в котором запрещена стоянка. Буксировку может, по крайней мере в определенных случаях, осуществить самолет по отношению к аэростату или электровоз - к такому же попавшему в аварию электровозу либо к целому железнодорожному составу. Буксировка может оказаться необходимой для совершения на железнодорожной станции различного рода маневров, притом используются для этой цели неодинаковые способы: тяга - в одних случаях, толкание - в других.

Однако существуют принципиальные особенности буксировки водным путем. Достаточно указать на то, что и КТМ (ст. 225), и КВВТ (ст. 88) с полным основанием используют для обозначения предмета договора термин "плавучий объект", понимая под ним не только буксируемое судно, но также плот, баржу и другие предметы, обладающие способностью самостоятельно держаться на воде. Все такие предметы именуются с полным основанием "плавучими объектами". При этом в КВВТ, в статье, в которой содержалась ссылка на буксировку, законодатель счел необходимым особо подчеркнуть равнозначность терминов "буксируемый объект" и "плавучий объект".

Единый по своему технологическому характеру указанный способ транспортировки - речь идет о буксировке (при этом не имеет значения, подразумевается ли тяга или толкание) - может быть использован применительно к морскому или речному транспорту в одной из двух принципиально различных правовых форм.

При первой транспортная организация обязуется за установленное вознаграждение доставить переданный ей буксируемый объект в указанный отправителем пункт назначения и выдать его обозначенному отправителем лицу (не исключено, что им окажется сам отправитель). Отношения, складывающиеся в подобном случае между участниками буксировки, целиком укладываются в модель "договора перевозки груза". Тем самым стирается различие между тем, будет ли, например, погружена принятая для доставки древесина на палубу, в трюм грузового судна, на несамоходный плавучий объект (например, баржу) либо сплочена в плоты. Это означает, что если стороны ограничатся специальной оговоркой в договоре, по которой транспортная организация произведет перевозку груза именно "буксиром", подобное условие должно быть расценено как не более чем конкретизация способа исполнения обязательства перевозчиком груза. В свою очередь это предполагает отсутствие каких-либо препятствий к тому, чтобы на отношения сторон были распространены нормы гл. 40 ГК ("Перевозка"), включая ст. 785 этой главы ("Договор перевозки груза"), а равно статьи, содержащиеся в главах водных транспортных кодексов, непосредственно посвященных договору перевозки груза (имеются в виду в том числе гл. VIII КТМ "Договор морской перевозки грузов" и гл. XI КВВТ "Перевозки груза").

Иной характер носят отношения, при которых буксировка осуществляется с непременным участием назначенного отправителем экипажа, которому предстоит сопровождать буксируемый объект. Тогда этот последний не передается буксировщику, оставаясь тем самым до момента передачи его получателю в обладании отправителя. Применительно к подобной ситуации, явно выходящей за пределы договора перевозки груза, возникает возможность и более того, необходимость в создании особого, отличного от предусмотренного этим договором правового режима. Указанной цели как раз и служит особая модель, именуемая договором буксировки.

Как замечал по этому поводу И.В. Алексеев, "договор буксировки - это самостоятельный договор, полностью выделившийся из договора перевозки, подобно тому, как в свое время договор перевозки выделился из договора подряда и стал самостоятельным договором" <*>.

--------------------------------

<*> Алексеев И.В. Юридическая природа договора буксировки в советском морском и внутренневодном праве // Уч. зап. Перм. ун-та. Т. 19. Вып. 4. 1961. С. 38.

 

Таким образом, есть основания признать, прежде всего, что договор перевозки груза представляет собой только одну из правовых конструкций, опосредующих пространственное перемещение материального объекта, что составляет сущность транспортировки как таковой. Свое особое место среди этих правовых форм занимает договор буксировки.

Как и договор перевозки груза, договор буксировки - это условный термин. Речь идет о том, что подобно тому, как существуют перевозки за пределами договора перевозки груза, так и договор буксировки охватывает только буксировку, отличающуюся строго определенными признаками. Необходимость создания самостоятельной правовой модели - договора буксировки предопределяется особенностями не самого способа пространственного перемещения, а специфическим характером одного из видов складывающихся по поводу буксировки отношений. В известной мере с этим связано то, что договор буксировки выделяется законодателем именно лишь при морской и речной перевозках, имея в виду ситуации, при которых оказывается возможным участие в самой буксировке такого отправителя. Иные, кроме КТМ и КВВТ, кодифицированные акты, распространяющие свое действие на отдельные виды транспорта, - Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта РСФСР, а также Воздушный кодекс РФ - договоров буксировки не выделяют. Вот почему не возникает никаких сомнений по поводу возможности уложить любые способы буксировки в рамки договора перевозки груза, урегулированного названными транспортными уставами и кодексами <*>.

--------------------------------

<*> Отсутствие особого правового регулирования отношений по буксировке в иных, кроме КТМ и КВВТ, транспортных кодексах и уставах не исключает применения к регулируемым ими отношениям по перевозке, осуществляемой путем буксировки, на этот раз в порядке аналогии закона норм о договорах буксировки, содержащихся в КТМ и КВВТ. Однако такую возможность, на наш взгляд, преувеличил в свое время Б.Б. Черепахин. Имеется в виду его утверждение: "Большая часть положений, выработанных для водной буксировки, может получить соответствующее применение к случаям сухопутной буксировки по безрельсовым путям, а также в некоторой мере и к воздушной буксировке" (Черепахин Б.Б. Понятие и содержание договора буксировки в советском гражданском праве // Вестник ЛГУ. 1956. N 11. Сер. экономики, философии, права. Вып. 2. С. 104). Основания для сомнения можно усмотреть уже в том, что прямое применение к отношениям по буксировке кодексов (уставов) железнодорожного, воздушного, автомобильного транспорта оставляет мало места для использования по аналогии норм КТМ и КВВТ (ранее - УВВТ) о договоре буксировки.

 

Использование при морской и внутренней водной транспортировке особых правовых конструкций, рассчитанных исключительно на отношения по перевозкам путем буксировки, означает допустимость для сторон подчинить транспортировку, осуществляемую путем буксировки, одному из двух правовых режимов, остановившись на договоре перевозки груза или договоре буксировки. Благодаря этому стороны оказываются в таком же положении, как, например, тогда, когда, прибегая к услугам представителя, им надлежит согласовать вид представительства: будет ли оно прямым или косвенным (сделать это стороны должны путем заключения в первом случае договора поручения, а во втором - договора комиссии).