Печать
PDF

Глава 14. Преступления в сфере компьютерной информации

Posted in Уголовное право - Уголовное право России. Особенная ч-ть (В.П.Ревин)

Глава 14. Преступления в сфере компьютерной информации

§1. Общая характеристика компьютерных преступлений
§2. Отдельные виды преступлений в сфере компьютерной информации

§1. Общая характеристика компьютерных преступлений

Глава 28 "Преступления в сфере компьютерной информации" УК РФ включена в отечественное уголовное законодательство впервые. Необходимость этого решения законодателя объясняется тем, что вслед за распространением в странах Запада посягательств на сохранность информации и ее компьютерных носителей эта тенденция проявилась и в России. Указанные преступления нацелены на жизненно важные интересы личности, общества, государства, связанные с формированием и использованием автоматизированных информационных ресурсов, созданием, сбором, обработкой, накоплением, хранением, поиском, распространением информации; созданием и использованием информационных технологий и средств их обеспечения. Даже локальные посягательства на компьютерную информацию и ее носителей способны вызвать (с учетом места, которое занимает в социальной жизни эксплуатация компьютеров) хаос в финансово-банковских операциях, производстве, образовании, социальной помощи, обороне и т.д., огромные имущественные потери, нарушение конституционных прав.
Согласно международно-правовому определению к компьютерным преступлениям относятся любые деяния, незаконно затрагивающие автоматизированную обработку либо передачу данных.
Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" дает ряд исходных определений, из которых вытекает, что: 1) информация (данные) - это любые сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления; 2) уголовным законом (как и законодательством вообще) защищается документированная информация, т.е.: а) закрепленная на материальном носителе, б) имеющая реквизиты, позволяющие установить источник получения и передачи; 3) применительно к компьютерной информации речь идет о самостоятельном машинном ее носителе (магнитная лента, магнитный или оптический диск и т.д.) либо о носителе в ЭВМ (жесткий магнитный диск), в ее оперативной памяти, в коммуникациях системы или сети. Указание закона на способность информации к идентификации означает, что машинная информация, предназначенная для операций в условиях, не дающих возможность установить источник возникновения и передачи, уголовно-правовой защите не подлежит.
Работа с информацией (информационные процессы), охарактеризованная в международно-правовом определении как "обработка, или передача", требует более детализированной классификации ее видов. Уголовный закон, как и акты других отраслей права, защищает законные процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения (передачи) информации.
Законность операций с информацией вообще и компьютерной в частности определяется: а) инициативой или согласием собственника или иного частного владельца информации; б) наличием законного допуска к осуществлению операций; в) соблюдением правовых предписаний об операциях с конфиденциальной информацией различных видов; г) соблюдением правовых требований эксплуатации компьютеров, их систем и сетей.
Закон об информации имеет специальную главу о защите информации и прав субъектов, участвующих в работе с ней. Целями защиты провозглашаются: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства, в том числе защита конституционных прав граждан, сохранение государственной, служебной, иной тайны, предусмотренной законом; обеспечение прав информационных процессов. Способы защиты информации и прав субъектов работы с нею различаются "с учетом специфики правонарушений и нанесенного ущерба". Этот критерий использован и при определении границ уголовно-правового регулирования борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации. А именно установление уголовной ответственности предполагает материальные составы, связанные с наличием существенного или тяжкого вреда.
Отсутствие этого признака деяния влечет невозможность признания его преступлением и необходимость использования механизма защиты информации и прав субъекта в работе с нею через арбитражный суд, суд общей юрисдикции в соответствии с гражданским законодательством или законодательством об административных правонарушениях.
Глава о преступлениях в сфере компьютерной информации входит в раздел "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ. Тем самым определяется и родовой объект составов преступлений, включенных в рассматриваемую главу.
Видовым объектом являются общественные отношения, нарушающие формирование и использование автоматизированных информационных ресурсов и средств их обеспечения. По самому своему характеру видовой объект является сложным. В него в свою очередь входят несколько объектов, охватывающих права и законные интересы:
а) владельцев (в том числе собственников) и пользователей информации, компьютеров, их систем и сетей, средств обеспечения;
б) физических и юридических лиц, сведения о которых имеются в автоматизированных информационных ресурсах (банках данных);
в) общества и государства, в том числе интересы национальной безопасности. В частности, применительно к гражданам объектом посягательства могут быть здоровье (например, при нарушении правил эксплуатации ЭВМ), имущественные права, право на личную тайну и тайну сообщений, честь и достоинства личности.
Основные составы, сформулированные в ст. 272-274 УК РФ, предполагают наличие умысла. Квалифицированные составы, связанные с созданием, использованием и распространением вредоносных программ или с нарушением правил эксплуатации ЭВМ (систем, сетей), предусматривают неосторожную форму вины в отношении тяжких последствий. Умысел же в отношении тяжких последствий влечет необходимость квалификации деяния по совокупности - по соответствующим статьям о компьютерных преступлениях, чтобы полно охарактеризовать способ совершения деяния и создать возможность для сложения наказания.