Тема 3. Смежные права - Страница 5

Posted in Авторское право - О.А. Рузакова Право интеллектуальной собственности

 

9. Срок действия смежных прав

 

Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства как личные неимущественные права охраняются бессрочно. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Права организации эфирного и кабельного вещания действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир или по кабелю.

Наследники и иные правопреемники приобретают права на оставшийся срок.

 

10. Способы защиты авторских и смежных прав

Нарушение авторских и смежных прав состоит в незаконном изготовлении и распространение контрафактных экземпляров произведений. Контрафактные произведения - это произведения, выпущенные с нарушением авторских и смежных прав. Ст. 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» предоставляет следующие способы защиты нарушенных авторских и смежных прав:

 

 

  • признание прав;
  • восстановление   положения,   существовавшего   до   нарушения права;
  • прекращение  действий,  нарушающих  право  или   создающих угрозу его нарушения;
  • возмещение убытков, включая упущенную выгоду;
  • взыскание    дохода,    полученного    нарушителем    вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;
  • выплата компенсации в сумме от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
  • и другие меры, предусмотренные законодательными актами.

 

 

Указанные в ст. 49 ЗоАП способы могут применяться только обладателем исключительных прав.

При этом правообладатель имеет возможность выбора между различными способами: возмещением убытков, взысканием дохода или компенсации. Наиболее распространенным и эффективным способом, реализуемым чаще всего на практике, является взыскание компенсации. Размер компенсации определяется в конечном итоге судом и может составлять от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда. Никаких четких критериев определения размера компенсации у судов нет.

Для взыскания компенсации достаточно доказать лишь факт правонарушения, а не причинение и размер убытков. Так, рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу о взыскании с ответчика компенсации в сумме 2000 минимальных размеров оплаты труда на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 49 Закона «Об авторском праве и смежных правах» в связи с воспроизведением на витрине магазина рисунка, обладателем авторских прав на который является клиент. Поскольку истец не доказал, что имел намерение использовать произведение в предпринимательской деятельности и понес из-за использования ответчиком рисунка расходы или утратил возможность получения реальных доходов, судом первой инстанции в иске было отказано. Однако указанное решение было отменено вышестоящим судом по следующим основаниям:

Компенсация, установленная пп. 5 п. 1 ст. 19 49 Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» применяется по выбору истца вместо возмещения убытков или взыскания дохода.

Требование об уплате компенсации могло быть удовлетворено при наличии доказательств только несанкционированного использования произведения, то есть факта правонарушения независимо от полученного нарушителем дохода.

При этом суд указал, что размер компенсации определяется исходя из конкретных обстоятельств, но какие именно обстоятельства судом не уточняется67.

Правоприменительная практика судов показывает, что размеры взысканной компенсации в среднем составляют от 100 до 4000 минимальных размеров оплаты труда. При определении размера компенсации суды учитывают:

 

 

  • характер нарушения, т.е. какие именно права были нарушены;
  • масштаб нарушения (например, массовый тираж экземпляров произведения без согласия автора);
  • вину   нарушителя   (нарушитель   признал   вину   и   согласен добровольно выплатить авторское вознаграждение);
  • убытки правообладателя или доход нарушителя;
  • другие обстоятельства.

 

 

Так, по иску Никитенко М.П., Никитенко К.П. (наследников выдающегося пианиста - Э.Г.Гилельса) к Федеральному государственному унитарному предприятию Государственный Дом радиовещания и звукозаписи, АПКО «Международная книга», АО «Ладъ» о защите авторских и смежных прав, взыскании компенсации за нарушение авторских и смежных прав, морального вреда суд при определении размера компенсации сослался на следующие обстоятельства.

«Исходя из конкретных обстоятельств дела, длительности нарушения прав истцов и, учитывая, что произведения Гилельса Э.Г. входят в состав мировой культуры и записи его исполнений раскупаются во всем мире, что должно было обеспечить ответчикам высокую раскупаемость компакт-дисков и доход от их продаже, исходя из игнорирования ответчиками авторских прав Э.Г.Гилельса, уклонения ответчиков от расчетов с наследниками исполнителя     после    введения     в     действие    законодательства, обеспечивающего защиту прав артистов-исполнителей, а также тот факт, что эти нарушения допущены профессиональными участниками рынка по воспроизводству и распространению записей исполнений, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд установил компенсацию в размере 4000 минимальных размеров оплаты труда».

Признание права как способ защиты нарушенных прав применяется прежде всего в тех случаях, когда нарушается права автора, исполнителя на имя, например, произведение публикуется без указания фамилии автора либо не указывается фамилия исполнителя.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения авторских или смежных прав и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп.2 п. 1 ст. 49 ЗоАП), как способы защиты нарушенных прав, чаще всего используются одновременно с требованием о выплате компенсации. Следующий пример демонстрирует применение судом названных способов отдельно от требования о выплате компенсации. В один из московских судов обратились авторы известного мультсериала «Ну, погоди» с иском к ТОО «Владивосток». В исковом заявлении содержались требования о запрете ТОО «Владивосток» проставлять от своего имени знак охраны авторского права на анимационное произведение «Ну, погоди!» 17-18 серии без согласия правообладателей, а также воспроизведение и распространение этого произведения. Данные требования были удовлетворены судом.

Возмещение убытков, включая упущенную выгоду. Согласно ст. 15 Гражданского кодекса убытки включают в себя реальный ущерб (расходы, которые лицо, чье право было нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества) и упущенную выгоду (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено). Реализация такого способа защиты для правообладателей весьма затруднительна, поскольку требует предоставления доказательств факта наличия убытков, их размера, а также того, что убытки причинены действиями конкретного нарушителя.

Вместо возмещения убытков, правообладатель вправе потребовать взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права или смежных прав. Например, издательство выпустило без согласия автора его произведение и издало тиражом 1000 экземпляров. Доходы, полученные издателем, составили 50000 рублей, т.к. книга продавалась по цене 50 рублей за экземпляр. При применении данного способа защиты суды исходят из определения не прибыли нарушителя, составляющей разницу между полученным доходом и произведенными затратами, а все полученное в связи с использованием контрафактных произведений. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты  компенсации в  твердой  сумме  суд или  арбитражный  суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца, который направляется в соответствующие бюджеты.

Ст. 18 Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» предусматривает ограниченный перечень способов защиты по сравнению с ЗоАП. Так, правообладатель вправе требовать:

 

 

  • признания прав;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещения     лицом,     нарушившим     исключительное     право, причиненных убытков в соответствии с гражданским законодательством;
  • а   также   принятия   иных   предусмотренных   законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. Таким образом, ответственность за нарушение авторского права на программу для ЭВМ или базу данных в виде взыскания компенсации и полученного нарушителем дохода ЗоПЭВМ не   предусматривается.   Однако   данные   способы   защиты   могут   быть применены в соответствии со ст. 49 ЗоАП.

 

 

Защита авторских и смежных прав возможна не только теми способами, которые предусмотрены в ЗоАП, но и другими способами, в частности, указанными в ст. 12 Гражданского кодекса. Например, компенсация морального вреда за нравственные и физические страдания, причиненные нарушением личных неимущественных и имущественных прав.

В числе негативных последствий, которые возникают для нарушителя, - конфискация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда, что предусмотрено п. 4 ст. 49 ЗоАП. Причем суд принимает такое решение независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтожению, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе, в связи с чем суд должен принять решение об уничтожении контрафактной продукции, если правообладатель не заявит требование о передачи этих экземпляров ему.