Тема 3. Смежные права - Страница 2

Posted in Авторское право - О.А. Рузакова Право интеллектуальной собственности

 

4. Субъекты смежных прав

 

Разграничение авторских и смежных прав можно провести по субъектному составу. Так, если автором произведения может быть только физическое лицо, чьим творческим трудом создано произведение65 , то субъектом смежных прав наряду с физическими лицами, могут быть и юридические лица.

В качестве исполнителей могут выступать артисты, актеры, музыканты, танцоры, певцы, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняют произведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики   спектаклей,   дирижеры.   В   соответствии   с параграфом 73 германского Закона об авторском праве и смежных правах от 9 сентября 1965 г. «исполнителем является лицо, исполняющее или ставящее произведение, или участвующее в его исполнении или постановке». Таким образом, в качестве исполнителей могут выступать только физические лица.

Производителями фонограмм являются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В качестве производителя фонограммы может выступать как юридическое, так физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме или содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, организации, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения.

 

5. Роль организаций по коллективному управлению имущественными правами в осуществлении авторских и смежных прав

Важное значение при осуществлении смежных прав имеет деятельность организаций по коллективному управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей.

Некоторые произведения, создаваемые авторами, в силу своей сущности не позволяют автору уследить за их использованием. Например, композитор практически не в состоянии проследить все случаи копирования и исполнения своих произведений по радио, телевидению, на дискотеках, в ресторанах и т.п. Индивидуальные меры по реализации своих прав и получению за это вознаграждения могут не оправдать себя, в связи с этим единственный реальный выход из этого положения - коллективное управление имущественными правами.

Прообразами организаций по коллективному управлению были первые профессиональные союзы во Франции. Первое общество, боровшееся за права авторов, было создано во Франции в 1777 г. и именовалось Бюро по драматическому законодательству. Спустя 50 лет было создано Общество литературных авторов. Поводом к становлению института коллективного управления послужило достаточно известное событие, произошедшее в 1847 г. Именно в этом году Поль Энрион, Виктор Паризо и Эрнест Бурже обратились в суд с иском против кафе «Амбассадор» на Елисейских полях. В этом кафе оркестр исполнял их произведения и не платил гонорар. Однако, посещая это кафе, они должны были платить за пищу и место. Такое положение вещей авторы сочли несправедливым. В результате суд вынес решение о взыскании в пользу авторов приличного по тем временам авторского вознаграждения.       Данный       исторический       эпизод       подчеркнул необходимость осуществлять пользователями выплату вознаграждения авторам. Но вместе с тем именно тогда стало ясно, что проконтролировать авторами использование произведений невозможно.

Правовую регламентацию этот институт получил лишь в 1985 году во Франции. В настоящее время институт коллективного управления необходим не только для обеспечения имущественных прав авторов, но и исполнителей и производителей фонограмм.

В Российской Федерации особенности коллективного управления имущественными правами регламентированы ст.44 ЗоАП. В целях обеспечения имущественных прав авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднительно, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе.

Авторы объединяются и формируют организацию по управлению их имущественными правами, которая являются юридическим лицом в виде некоммерческой организации. В качестве таких организаций в настоящее время выступают Российское авторское общество (РАО), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российская фонографическая ассоциация (РФА) Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС) и др. Эти организации на основе полномочий, полученных от правообладателей, предоставляют лицензии пользователям на соответствующие способы использования произведений и объектов смежных прав. Условия таких лицензий должны быть одинаковыми для всех пользователей одной категории. Указанные организации не вправе отказать в выдаче лицензии пользователю без достаточных на то оснований.

Такие лицензии разрешают использование предусмотренными в них способами всех произведений и объектов смежных прав и предоставляются от имени всех обладателей авторских и смежных прав, включая и тех, которые не передали организации полномочий. Однако правообладатели могут заявить о том, что они отказываются от услуг такой организации.

Все возможные имущественные претензии обладателей авторских и смежных прав к пользователям, связанные с использованием их произведений и объектов смежных прав по таким лицензиям, должны быть урегулированы организацией, предоставляющей лицензии.

Таким образом, институт коллективного управления имеет определенные элементы представительства, обладающие следующими особенностями.

• Такое представительство осуществляется не только от имени лиц, передавших полномочия по договору (пользуясь языком закона), но и тех, кто не передавал полномочия. В связи с этим возможны многочисленные злоупотребления.

•     Представительство      осуществляет      путем      предоставления лицензии  от  имени  всех,   а  не  в   отношении  каждого  заключается лицензия.

•     Создание     организации     по     коллективному     управлению осуществляется по инициативе правообладателей.

Институт коллективного управления, нельзя признать идеальным для осуществления авторских и смежных прав, поскольку не учитывает конкретных обстоятельств, влечет возможность злоупотребления организациями, которые могут управлять и правами и тех правообладателей, которые их не передали организации. Приоритет все-таки должен быть отдан индивидуальным договорам, что отражено в рекомендациях Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в работе «Коллективное управление авторским правом и смежными правами» говорится: «Не рекомендуется осуществлять коллективное управление правами, которые могут управляться на индивидуальной основе, если не существует серьезных трудностей практического или экономического характера в таком индивидуальном управлении».

 

Различают виды коллективного управления по характеру прав, которыми управляет организация:

 

  • полное коллективное управление;
  • неполное коллективное управление.

 

 

Полное коллективное управление относится к управлению исключительными имущественными правами. Неполное коллективное управление относится к праву на вознаграждение как некой составной частью исключительного имущественного права. Неполное коллективное управление имеет место в случаях, когда закон допускает использование произведений и объектов смежных прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения. Кроме того, неполное коллективное управление может иметь место в случаях публичного исполнения аудиовизуального произведения, поскольку с п.3 ст. 13 ЗоАП предусмотрено право композитора на получение вознаграждения при публичном исполнении аудиовизуального произведения, а также в отношении права следования. Коллективное управление правом следования предусмотрено существует в Германии, Франции, Швеции, Нидерландах и ряде других стран.

Организации по коллективному управлению собирают вознаграждение не в отношении каждого конкретного правообладателя, а в отношении всех сразу и распределяют авторское вознаграждение. В п. 3 ст. 47 Закона закреплен общий принцип распределения вознаграждения, который заключается в том, что распределение должно осуществляться     пропорционально      фактическому     использованию произведений и объектов смежных прав.

Согласно п. 6 ст. 46 ЗоАП организации по коллективному управлению обязаны совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав, управлением которых занимается такая организация.