Глава 5. Представительство в арбитражном процессе

Posted in Арбитражное процесуальное право - Арбитражный процесс (Д.Х. Валеев, М.Ю. Челышев)

Рейтинг пользователей: / 12
ХудшийЛучший 

Глава 5. Представительство в арбитражном процессе

§ 1. Понятие и виды представительства в арбитражном процессе
§ 2. Полномочия представителя в арбитражном процессе

§ 1. Понятие и виды представительства в арбитражном процессе

Каждому заинтересованному лицу государством гарантируется право на судебную защиту. Реализация данного права возможна непосредственно самим заинтересованным лицом либо опосредованно через институт представительства. Представительство в арбитражном процессуальном праве представляет собой институт права, регламентирующий порядок выполнения одним лицом — представителем процессуальных действий от имени и в интересах другого лица — доверителя с целью достижения наиболее благоприятного результата по делу для доверителя. Схематично данный институт в арбитражном процессуальном праве можно представить следующим образом:

Представительство в арбитражном процессуальном праве

1. Внутренние отношения представительства – отношения, возникающие между доверителем и представителем. В зависимости от вида представительства основанием внутреннего представительства может быть факт родства, гражданско-правовой договор, трудоправовой договор и т.д.
2. Внешние отношения представительства – отношения, возникающие между представителем и арбитражным судом. В зависимости от вида представительства правоотношения могут возникать в силу прямого указания закона с предоставлением правоустанавливающих документов (например, ст. 59 АПК РФ: права и законные интересы недееспособных граждан защищают родители, представившие собственный паспорт и свидетельство о рождении ребенка) на основании доверенности, ордера и т.д.
3. Доверенность выдается для представления интересов доверителя перед третьими лицами. Однако представление интересов доверителя представителем перед третьими лицами всегда осуществляется опосредованно через арбитражный суд.
4. Невозможно существование процессуальных отношений между представителем и третьими лицами, так как арбитражный суд является обязательным участником арбитражных процессуальных правоотношений. Например, если представитель ответчика сочтет необходимым привлечение свидетеля, он ходатайствует об этом перед арбитражным судом, который либо удовлетворяет ходатайство, либо его отклоняет. В силу особого субъектного состава, а также характера спорного правоотношения институт представительства в арбитражном процессуальном праве приобретает особую актуальность. Споры с участием юридических лиц предполагают всегда наличие института представительства. Кроме того, несмотря на отсутствие прямого указания в законе на необходимость наличия у заинтересованного лица специальных профессиональных знаний, нормы, регламентирующие порядок возбуждения гражданского и административного дела в арбитражном суде, указывают на необходимость указания правового основания иска. В частности:
• в исковом производстве: согласно п. 4 ч. 2 ст. 125 АПК РФ «в исковом заявлении должны быть указаны требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты»;
• в производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: например, согласно п. 4 ч. 1 ст. 193 АПК РФ «в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим указать название нормативно-правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения»;
• в особом производстве: согласно п. 2 ч. 1 ст. 220 АПК РФ «в заявлении об установлении фактов, имеющих юридическое значение указать нормы закона, предусматривающие, что данный факт порождает юридические последствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». До недавнего времени с учетом особого субъектного состава в АПК РФ предусматривалось ограничение на представительство организаций адвокатами и штатными сотрудниками. Однако КС РФ в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 15-П признал в этой части АПК РФ не соответствующим Конституции РФ, указав следующее: допуская возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей граждан помимо адвокатов иных лиц, оказывающих юридическую помощь, АПК РФ не предъявляет особых требований к качеству представляемой юридической помощи; запрещение частнопрактикующим юристам и организациям осуществлять на основании гражданско-правового договора представительство в арбитражном суде нарушает поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, право выбора рода деятельности; организационно-правовая форма участника судопроизводства не предопределяет различия в условиях и характере оказываемой ему юридической помощи; нарушается конституционный принцип юридического равенства, поскольку адвокаты и их объединение ставятся в привилегированное положение к частнопрактикующим юристам и организациям, предметом деятельности которых является представительство в суде.
Однако, несмотря на указанное Постановление КС РФ, идея установления единых квалификационных требований, связанных с качеством юридической помощи, и тем самым установление ограничений на представительство в арбитражном суде сохраняется. В частности, обсуждается вопрос введения в России института судебных адвокатов. Так, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов на 3-й ежегодной конференции «Юридический бизнес в России» (12 апреля 2007 г.) заявил, что в Российской Федерации назрела необходимость разделения адвокатского сообщества на две категории: представительствующие в судах и выступающие в качестве аналитиков или консультантов. При этом первой группе необходимо прохождение аккредитации на представительство интересов клиентов в судах. Кроме того, судебным адвокатам предлагается оставить полную адвокатскую неприкосновенность, а адвокатам, занимающимся аналитикой или консультированием, частичную.
Виды представительства. Согласно ч. 3 ст. 59 АПК РФ представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций могут выступать в арбитражном суде адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица (частнопрактикующие юристы и организации, предметом деятельности которых является представительство в суде).
Дела организаций ведут в арбитражном суде их органы, действующие в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами организаций.
Так, согласно ст. 72 ГК РФ каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. В ст. 40 ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» закрепляется положение, согласно которому единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки. Статья 69 ФЗ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определяет, что руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества.
Из анализа норм арбитражного процессуального права можно сделать вывод, что представителями в арбитражном процессуальном праве могут быть следующие лица.
Во-первых, процессуально дееспособные лица, т.е. лица, способные собственными действиями осуществлять процессуальные права и исполнять процессуальные обязанности (ст. 43 АПК РФ).
Во-вторых, лица с надлежащим образом оформленными и подтвержденными полномочиями на ведение дела, за исключением лиц, прямо указанных в федеральном законе. В ст. 60 АПК РФ перечислены лица, которые не могут быть представителями в арбитражном суде. К их числу относятся судьи, следователи, прокуроры, помощники судей и работники аппарата суда. Данное правило не распространяется на случаи, если указанные лица выступают в арбитражном суде в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей. Представителями в арбитражном суде также не могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью, либо состоящие под опекой или попечительством.
Кроме того, представителями в арбитражном суде не могут быть:
— нотариусы (ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате);
— государственные служащие (ст. 17 ФЗ от 27 июня 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»);
— адвокаты иностранных государств, если рассмотрение дела связано с государственной тайной (ст. 2 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 63-ФЭ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») или адвокат имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица (пп. 2 п. 4 ст. 6 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»). В зависимости от основания возникновения представительства (внутреннее отношение представительства) выделяется два основных вида представительства.
Законное представительство возникает в силу прямого указания закона при наступлении условий, установленных юридическими нормами. Можно привести следующие примеры законного представительства:
— ч. 2 ст. 59 АПК РФ: права и законные интересы недееспособных граждан защищают в арбитражном процессе их законные представители — родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить ведение дела в арбитражном суде другому избранному ими представителю;
— ч. 4 ст. 59 АПК РФ: от имени ликвидируемой организации в арбитражном суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии, так как согласно ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица;
— ст. 43 ГК РФ: управляющий недвижимым имуществом гражданина, признанного судом безвестно отсутствующим. Так, имущество гражданина, признанного безвестно отсутствующим, при необходимости постоянного управления им передается на основании решения суда лицу, которое определяется органом опеки и попечительства и действует на основании договора о доверительном управлении, заключаемого с этим органом (ст. 43 ГК РФ);
— ст. 1173 ГК РФ: доверительный управляющий в отношении наследственного имущества. Если в составе наследства имеется имущество, требующее не только охраны, но и управления (предприятие, доля в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества, ценные бумаги, исключительные права и т.п.), нотариус в качестве учредителя доверительного управления заключает договор доверительного управления этим имуществом;
— ст. 71 Кодекса торгового мореплавания: капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца. Как видно из анализа представленных норм, для законного представительства необходимо наличие предпосылок в виде совокупности юридических фактов для возникновения отношения представительства.
Договорное представительство. Возникает на основании соглашения доверителя с представителем, в силу которого представитель берет на себя обязательство по представлению интересов доверителя в арбитражном суде перед третьими лицами. Конструкции возникновения договорных отношений могут носить гражданско-правовой либо трудоправовой характер. В частности, при заключении трудового договора лицо, выступающее в качестве работника, берет на себя обязательство по выполнению трудовой функции — выполнение юридических услуг перед работодателем, который берет на себя обязательство по выплате заработной платы. При заключении гражданско-правовых договоров стороны обязательственных правоотношений, руководствуясь принципом свободы договора, а также нормами ГК РФ, вправе облечь договорные отношения в форму агентского договора, договора поручения, договора возмездного оказания услуг. Адвокатская деятельность в соответствии со ст. 25 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» осуществляется на основе соглашения об оказании юридической помощи между адвокатом и доверителем. Соглашение представляет собой гражданско- правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.