Печать
PDF

ТЕМА 3. Конституционно-правовое регулирование общественного строя

Posted in Конституционное право - Сизько, Чепурнова Конст. право зарубежных стран

 

Общественный строй - все стороны общественной жизни в их органическом единстве и взаимосвязи.

Следует различать понятие общественного строя как социально­го института и как конституционно-правового института. Общест­венные отношения, общественная жизнь - это и есть общественный строй как социальный институт. Правовые нормы, регулирующие эти общественные отношения, - конституционно-правовой инсти­тут. Общественный строй как социальный институт существует все­гда и везде, а конституционно-правовой регулируется Конституци­ей конкретного государства.

Государство всегда вмешивается в общественную жизнь сообраз­но с понятиями возникающих потребностей, а понимание общест­венных потребностей - явление субъективное. Очевидно, этим и объясняется то, что конституционно-правовой институт обществен­ного строя регулируется в конституциях неоднозначно, неодинако­во. Эти неодинаковость и различия выражаются в следующем:

  1. Конституция регулирует общественный строй - в ней отведены для этого специальные главы - «общественный строй», «общест­венное устройство».
  2. Конституция  регулирует  социально-экономические   отноше­ния, которым посвящены главы «культура», «экономика», «по­литика».

Общественный строй имеет свою структуру, которая очень чётко вычленена, определена конституциями многих стран. Обществен­ный строй включает в себя институты:

  • экономические отношения и систему;
  • политические отношения и систему;
  • социальные отношения и систему;
  • духовно-культурные отношения и систему.

На сегодняшний день существующие в мире более 200 стран рез­ко отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития. Условно все эти государства можно было бы классифици­ровать в три основные группы.

Первая группа государств достигла высокого уровня развития. К их числу можно отнести страны Западной Европы, Северной Аме­рики, Австралию, Новую Зеландию, Японию и другие. В экономике этих стран господствуют крупные корпорации с сохранением анти­монопольного законодательства, направленного на сохранение сво­бодной рыночной конкуренции.

Однако наряду с гигантскими акционерными объединениями действуют множество средних и мелких фирм, способных быстро усваивать достижения научно-технического процесса и обновлять свою технологию. Сельское хозяйство в этой группе стран ведется капиталистическими методами, хотя имеются и средние, и мелкие фермерские хозяйства, основанные на собственном труде членов семьи. Здесь незначительная часть населения занята в сельском хо­зяйстве, примерно от 4 до 10%.

В этой группе социальной опорой государственной власти явля­ется «средний класс» - представители малого бизнеса, служащие, рабочие, т.е. люди со сравнительно высоким уровнем жизни и заин­тересованные в стабильном укладе жизни.

Страны среднего уровня развития составляют вторую группу. Сюда можно отнести почти все страны Латинской Америки, многие государства Азии (Ирак, Индия, Пакистан, Сирия, Филиппины), отдельные государства Северной Африки и некоторые другие. В этой группе стран возникли собственные национальные монополии. Однако основные позиции в их экономике занимают зарубежные и транснациональные компании, иностранный финансовый капитал.

В таких странах, как Ирак, Индия и Пакистан, крестьяне состав­ляют большинство населения, а в таких, как Чили и Венесуэла, их меньше 40%.

Экономически отсталые страны Тропической Африки, мелкие государства Океании и некоторые другие составляют третью группу государств. Иностранные корпорации (транснациональные), как правило, господствуют в экономике этих стран. Большинство насе­ления этих стран занято в отсталом сельском хозяйстве. Нередко ко­чевники составляют до 90%, например, в Афганистане и Эфиопии. Заметную роль в общественно-политической жизни этих стран иг­рают родовые и племенные вожди.

Особую группу в общей классификации занимают социалисти­ческие страны. Это, как правило, страны среднего уровня развития, экономика и политические системы которых строятся на иных кон­ституционных принципах, чем в демократических странах с рыноч­ной социально-ориентированной экономикой.

Вопросы собственности, труда, распределения и др. включаются в конституционное регулирование экономических отношений мно­гих государств. Например, Конституции Испании 1978 г. в гл. 3 «Об основных принципах экономической и социальной политики», в Конституции Бразилии 1988 г. в разделе 7 «Об экономическом и со­циальном порядке» и т.д.

Исходя из существования двух разных моделей экономики: ры­ночной (либеральной) и огосударствленной (тоталитарной), фор­мируется и конституционное ее регулирование.

В конституциях многих современных государств утвердилась мо­дель социально-ориентированной рыночной экономики. Эту же модель избирают и провозглашают в своих конституциях большин­ство бывших социалистических государств.

Известно, что правовой режим различных видов собственности несколько различен, однако конституции, утверждающие рыноч­ную модель экономики, устанавливают равноправие всех видов соб­ственности. Ими провозглашается свобода предпринимательской деятельности, а вмешательство государства в рыночные отношения, как правило, ограничивается общественно необходимыми целями.

Но, как показала жизнь, современные конституции все чаще и ча­ще отходят от идеи абсолютной неприкосновенности собственности и нередко закрепляют концепцию социальной функции частной собст­венности. Наглядность этой функции ярко выражена в ст. 14 Консти­туции ФРГ 1949 г.: «Собственность обязывает к тому, что пользование ею должно одновременно служить общему благу». Убедительные по­ложения по социальной функции частной собственности содержатся и в конституциях Бразилии 1988 г., Испании 1978 г., Италии 1947 г., Португалии 1976 г. и Украины 1996 г. Допустимый отход от принципа неприкосновенности частной собственности проявляется в закрепле­нии многими конституциями возможности ее национализации толь­ко в общественных интересах и при обязательном возмещении собст­веннику стоимости отчуждаемого имущества только на основании решения суда, а не иных органов государства. Некоторые ограниче­ния частной собственности вводятся антимонопольным законода­тельством, на основании которого собственником определенных объектов может быть только государство. В числе таких объектов по Кон­ституции Йемена 1989 г. являются полезные ископаемые, а по Кон­ституции Испании 1978 г. - континентальный шельф, морские зоны, природные ресурсы и побережье.

Одновременно в целом ряде государств таких ограничений нет. Например, в США находятся в частной собственности отдельные ракетостроительные и атомные производства.

Известно, что нерегулируемой, чисто рыночной экономики не существует ни в одной стране. Однако степень государственного регулирования неодинакова, так в США она меньше, а в Японии больше. В регулировании используется метод планирования (про­гнозирования) экономики, с которым мы встречаемся в конституци­ях Бразилии, Италии, Испании, Португалии и др.

В Великобритании, Франции, Японии и в большинстве разви­вающихся стран принимались перспективные программы на четы­ре, пять и шесть лет в форме закона. Сама идея планирования здесь использовалась с целью ускоренного развития и создания для каких-то отраслей лучших условий для вложения в них капитала.

Для регулирования государством экономики наряду с прогно­зированием используется и множество других рычагов: перерас­пределение бюджета, национализация отдельных отраслей хозяй­ства, кредитная и налоговая политика, законодательное закрепле­ние продолжительности рабочего времени, отпусков, создание смешанных компаний с участием государственного капитала, в правлениях которых руководители монополий совместно с госу­дарственными чиновниками решают различные вопросы эконо­мического развития.

В современных многих постсоциалистических странах правовое регулирование собственности в основном соответствует рыночной модели, а в странах социалистической ориентации, например, в КНДР - огосударствленной модели.

Таким образом, конституции современных государств по-разному закрепляют степень участия государства в регулировании экономикой.

В конституциях многих современных стран с рыночной экономи­кой, как правило, не говорится о классовой структуре общества. И лишь в таких конституциях, как Чили 1926 г. и Ирландии 1937 г., бы­ли упоминания о классах, да и то только в связи с отсутствием каких бы то ни было классовых привилегий. Зато конституции стран социа­лизма обязательно закрепляют общественный строй, его классовую структуру. При этом главенствующая роль в обществе отводится са­мому передовому и сознательному рабочему классу. Здесь же упоми­нается и о классе кооперированных крестьян и так называемой про­слойке социалистического общества-интеллигенции.

Долгое время в странах социализма рабочий класс имел (а в Ки­тае и сейчас имеет) установленные законом преимущества на выбо­рах и формировании представительных органов. Руководимое ра­бочим классом крестьянство рассматривалось как его союзник. Од­новременно главной целью таких государств было преобразование мелких сельских собственников в класс крестьян - кооператоров. В современных конституциях бывших стран социалистической ори­ентации кроме классов называются еще и такие социальные общно­сти, как ремесленники, кочевники, торговцы и как особая социаль­ная группа - армия.

Во многих странах социализма и уж тем более в странах социали­стической ориентации основные концепции общественного разви­тия многие годы строились исходя из теории классового развития общества. Чего никак не скажешь о конституциях государств с ры­ночной экономикой, в которых весь процесс общественного разви­тия построен на жесточайших экономических законах рынка, поро­ждающих чудовищное расслоение общества, когда богатые стано­вятся все богаче, а бедные разделяют участь нищих.

Политическая система традиционно является объектом изучения конституционного права. И если на протяжении многих десятиле­тий изучались лишь отдельные ее стороны, то последние годы она стала объектом изучения как всеобъемлющий конституционно-правовой институт.

Определение понятия политической системы как таковое отсут­ствует в конституционном законодательстве. Однако современная политология выработала два подхода в определении понятия поли­тической системы:

1)        американский;

2)        французский.

Так, с точки зрения американских политологов политическая система рассматривается как политическое поведение в рамках раз­личных человеческих коллективов: партий, движений, профсоюзов, клубов, фирм, городов и т.д.

На основании этого воззрения в любом обществе существует множество политических систем, которые не всегда связаны с вла­стью государства.

Концепция, представленная французской политологией, исходит из существования в любом государственно-организованном обществе одной политической системы, к тому же всегда связанной с государст­венной властью. В понятие политической системы французские поли­тологи, как правило, включают государство, партии, движения и др.

Конституционные принципы политической системы содержатся в конституциях многих стран. В этих принципах провозглашается власть народа. Однако в жизни политической власти в развитых ка­питалистических странах ведущую роль играет «средний класс», имеющий достаточно высокий жизненный уровень и заинтересо­ванный в политической стабильности.

Важнейший субъект политической системы - государство.

Современные конституции характеризуют государство как пра­вовое, демократическое, социальное, светское (конституции Фран­ции: Франция - светская, демократическая, социальная республика, ФРГ - демократическое и социальное государство).

Для правового государства характерно: верховенство права, орга­низация органов власти на основе принципа разделения властей, обеспечение прав и свобод человека, защищаемых государством в правовой форме.

Социальное государство служит народу, основная цель - реше­ние социальных задач.

Демократическое государство создаёт возможность для граждан влиять на принятие решений, добиваться их реализации.

В светском государстве церковь отделена от государства, строго разграничена сфера её деятельности. Светскому государству проти­востоит теократическое государство, в котором церковь и государст­во слиты воедино. Разновидность теократического государства -клерикальное - церковь и государство не слиты воедино, но церковь оказывает сильное влияние, т.е. над высшим государственным орга­ном возвышается ещё и религиозный.

Политическая партия - группа людей или часть общества, имеющая организационную структуру или не имеющая тако­вой, ставящая своей целью завоевание, удержание и использо­вание власти в определённых интересах.

Функции политической партии:

  1. Выработка своего курса, программы.
  2. Привлечение в свои ряды новых членов.
  3. Критика существующей власти.
  4. Разрешение возникающих социальных конфликтов, с тем, чтобы склонить существующее правительство к мерам, выгодным дан­ной партии.
  5. Пропаганда своей идеологии.

В политическом спектре каждой страны различаются партии правые, левые и центристские. Эта классификация ведет свое про­исхождение от размещения партий в послереволюционном фран­цузском парламенте, где консерваторы сидели по правую сторону от председателя, а сторонники реформ - по левую. Партии, высту­пающие за «резкие движения» власти, связанные с полным или час­тичным отказом от демократии в интересах достижения провозгла­шаемых ими целей, именуются радикальными (бывают правые и левые радикалы), а склонные к незаконным средствам борьбы — экстремистскими (т.е. допускающими крайности), среди которых тоже различаются правые и левые. Например, праворадикальными часто именуют партии неофашистского, националистического, ра­систского характера, а леворадикальными - коммунистические. Экс­тремисты любой масти обычно склонны к террору, путчам и т.п.