Глава 4. Основы правового положения личности. Конституционные права и свободы граждан - Страница 3
§ 3. Основные виды прав и свобод граждан
Формы юридического закрепления прав и свобод в каждом государстве различны. Это связано с неравномерностью экономического и политического развития стран, неодинаковостью правовых систем и традиций. Дифференциация правовой регламентации характерна и для развивающихся стран, где на юридические институты, часто механически заимствованные из метрополий, помимо особенностей исторического развития накладывают отпечаток традиционный образ жизни, пережитки родоплеменной организации.
Тем не менее из всего комплекса прав и свобод можно выделить три группы, которые, хотя и в разной степени, закрепляются, признаются или являются предметом борьбы во всех странах. Это — личные, политические, а также социальные, экономические и культурные права и свободы. Кроме того, институт прав и свобод включает принцип равенства граждан, который предшествует всем правам и свободам, является необходимым условием даже их формального существования.
Принцип равенства граждан и его нарушения
Равенство — один из главных лозунгов первых демократических революций. Эти нормы были направлены против дискриминации и сословных привилегий и являют собой основополагающий принцип института прав и свобод. Все конституции, стоящие на позициях демократического правового государства, закрепляют равенство, одновременно запрещая дискриминацию. С этого начинается изложение всех прав и свобод человека во Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.).
Юридическое содержание этого принципа заключается в признании равенства всех граждан перед законом и судом. Все граждане должны быть наделены одинаковыми правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные правонарушения. В обществе не должно быть никаких групп или отдельных лиц, за которыми закон признает какие бы то ни было привилегии, исключительные права и льготы. Именно в таком значении принцип равенства получил широкое закрепление в конституциях и законах, судебной практике.
Конституционное право обеспечивает только юридическое, т. е. формальное, равенство между людьми. Коммунистическая идея фактического уравнения людей по сути своей противоречит свободе человека, носит утопический и противоестественный характер. Она ведет к насильственному переделу, а затем уравнению в бедности. Провозглашенное в некоторых конституциях социальное равенство призвано лишь смягчить фактическое неравенство между людьми путем перераспределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи.
Принцип равенства не порождает каких-либо конкретных субъективных прав и обязанностей для людей. Он представляет собой, скорее, правило, обращенное к государству, которое должно противодействовать любой дискриминации граждан со стороны своих органов. Но даже в этом своем значении принцип равенства весьма важен для определения правового статуса гражданина, его взаимоотношений с государственной властью.
Равенству граждан противостоит дискриминация, являющаяся формой насилия над человеком. Она заключается в попрании или ограничении его прав по признакам социальной, расовой, национальной или языковой принадлежности, пола, возраста, религии, цвета кожи, политических и иных убеждений, имущественного или иного положения. Дискриминация выступает как отрицание равенства граждан и основных принципов демократического правового государства.
Всеобщая декларация прав человека, Международные пакты о правах человека и другие международно-правовые документы запрещают дискриминацию по всем признакам. Такой запрет содержится во всех современных конституциях, в различных законах и правовых обычаях.
В прошлом в ряде стран дискриминация возводилась на уровень государственной политики. Так, в фашистских государствах утверждалось расовое превосходство, подвергались преследованию люди левых убеждений, проповедовался антисемитизм. В социалистических государствах проводились репрессии против инакомыслящих, ограничивались права людей в зависимости от социального происхождения (люди из так называемых "нетрудовых слоев"). Расизм и апартеид признавались даже конституционными принципами. Тяжелое наследие дискриминации проявляется и в наше время, хотя чаще она выступает в скрытых формах.
Расовая дискриминация. Формально-юридически она запрещена почти во всех странах. В США это было сделано больше ста лет назад. Ряд позитивных решений принял в последние десятилетия Верховный суд (о запрете расовой сегрегации в школах, об отмене расистских законов в штатах и др.). Однако на практике расовая дискриминация все же не исчезла. Этому способствует позиция властей, которые в некоторых штатах под маской защиты "свободы выбора" оправдывают фактическое сохранение сегрегации в государственных школах, если негры "добровольно" отдают своих детей в школы для черных. В целом по стране значительная часть небелых детей учатся в сегрегированных школах. Ссылаясь на конституционную свободу слова, расисты проводят пропаганду расовой ненависти. Вместе с неграми на бесправие обречены мексиканцы, индейцы и представители других национальных меньшинств.
В Великобритании, Германии, Франции широкое распространение получила дискриминация чернокожих выходцев из Азии, Африки и стран Карибского бассейна. Безработица среди них в два раза выше, чем у белых граждан, а средний заработок намного ниже. Эта категория иммигрантов на практике нередко лишена возможности свободно снимать квартиры, посещать культурные учреждения. В трудном положении находятся также иммигранты, живущие в ряде других стран Западной Европы, в Объединенных Арабских Эмиратах.
Особенно грубую форму расовой дискриминации являл собой апартеид (система раздельного существования рас). Сложившись в колониальный период, эта система существовала в Южной Родезии (Зимбабве), Намибии и ряде других африканских стран. Дольше всего она господствовала в Южно-Африканской Республике, где была закреплена конституционно. Правовое регулирование во всех сферах осуществлялось дифференцированно в отношении людей с различной расовой принадлежностью. Система апартеида лежала в основе конституционного, трудового, уголовного, семейного, гражданского и других отраслей права. Противники апартеида подвергались массовым репрессиям. Только в 80-х гг. эта страна перешла к демократическому правлению.
Дискриминация женщин и молодежи. Во многих странах мира женщины упорной борьбой добились эмансипации, т. е. уравнения своих прав с мужчинами. Запрет дискриминации включен в конституции и законы ряда стран. В то же время в ряде ведущих государств такого запрета в полном объеме все еще нет. Даже в США поправка к Конституции, которая должна была закрепить равноправие женщин, в течение многих лет со времени своего одобрения Конгрессом (1973 г.) так и не была ратифицирована необходимым числом штатов и, следовательно, не вошла в силу. Между тем американские женщины, которые составляют больше половины населения страны, страдают от дискриминации в оплате труда, имеют ограниченные возможности получить многие профессии и работу. Женщин крайне мало в зарубежных парламентах и правительствах.
Дискриминации подвергается также молодежь. Повсеместно среди молодых людей высок процент безработных (в том числе лиц с дипломами), оплата их труда ниже обычной. Особенно трудным является положение той молодежи, которая испытывает двойную дискриминацию — не только по возрасту, но и по расовому признаку.
Дискриминация по религиозному признаку. Несмотря на международно-правовое признание свобода вероисповедания сталкивается с грубыми нарушениями в ряде стран. К организованному насилию против иноверцев прибегает исламский фундаментализм, утвердившийся на государственной основе в Иране, Афганистане; террористические акции проводят фундаменталисты в Алжире, Египте и других странах. Существовавшая на практике дискриминация ирландцев-католиков в Северной Ирландии со стороны британцев-протестантов наряду с другими факторами привела к длительной гражданской войне, гибели многих людей. Дискриминация по религиозным мотивам характерна для государств, основанных на официальной религии (Израиль, государства Арабского Востока).
Другие формы дискриминации. В некоторых многонациональных государствах распространена дискриминация национальных меньшинств. При этом национальная и религиозная формы дискриминации наслаиваются на социальное неравенство, что усугубляет конфликты.
Сходной с ними по характеру является дискриминация, осуществляемая в Японии в отношении айнов (японские индейцы) и этнической группы "бураку" (своеобразная каста отверженных, лишенных фактического равноправия во всех сферах жизни), а также в Австралии в отношении аборигенов. Отсутствие равенства находит свое проявление в сохранении кастовой системы в Индии, которая практически отстраняет от сферы государственного управления и общественно-политической жизни многие тысячи граждан. В Латвии и Эстонии действуют законы, дискриминирующие русскоязычное население. В США и Западной Европе распространена дискриминация иностранных рабочих, иммигрантов.
Принцип равенства в освободившихся странах весьма далек от реальности. Здесь социальное расслоение и связанное с ним неравенство людей усиливаются; сохраняется ужасающая нищета подавляющего большинства народа, межэтническое соперничество, трайбализм. Провозглашение юридического равенства часто лишается смысла по причине массовой неграмотности людей, приводящей к незнанию своих элементарных прав. В таких условиях для правящих кругов зачастую не составляет труда не только осуществлять дискриминацию каких-то категорий граждан, но и грубо игнорировать и попирать права основной массы населения.
Люстрация (от лат. lustratio — очищение). В современном конституционном праве так называют узаконенный запрет занимать выборные и иные ответственные государственные должности лицам, которые принимали непосредственное участие в антидемократической, репрессивной деятельности властей при прежнем тоталитарном государственном режиме. Люстрация, таким образом, выступает как форма личной политической ответственности за участие ц правонарушающей деятельности государственной власти.
Люстрация применялась после второй мировой войны к определенным категориям фашистских чиновников и партийных функционеров наряду с наказанием в судебном порядке высших руководителей фашистского государства (Нюрнбергский процесс). В соответствии со ст. XII Переходных и заключительных постановлений Конституции Италии 1947 г. подлежали ограничению на срок не более пяти лет с момента вступления Конституции в силу активное и пассивное избирательное право для ответственных руководителей фашистского режима. В Германии процедура денацификации также предполагала чистку государственного аппарата от нацистских деятелей и военных преступников. После распада мировой социалистической системы в ряде государств Центральной и Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Эстония и др.) в 90-е гг. были приняты законы о люстрации, на основании которых не может занимать государственные должности определенный круг лиц, работавших ранее в органах государственной безопасности, иных специальных органах, в партийном аппарате и т. п. В некоторых странах список органов, работа в которых служит основанием для люстрации, весьма широк (Чехия), в некоторых ограничен работой и сотрудничеством с органами государственной безопасности (Польша). Соответствующей проверкой занимаются специальные комиссии, создаваемые, как правило, законодательными органами. Если компрометирующие факты, дающие основание для применения закона о люстрации, обнаруживаются в биографии лица, уже занимающего государственную должность, это лицо уходит в отставку.
В некоторых странах занимать государственные должности запрещено членам политических партий экстремистского плана, выступающих против существующего конституционного строя. Такой запрет не связан с предыдущей государственной деятельностью лиц и не подпадает под понятие люстрации. В данном случае речь идет о пределах пользования политическими правами и свободами. На этом основании Федеральный конституционный суд ФРГ признал в середине 70-х гг. не противоречащим Основному закону ФРГ так называемый "запрет на профессии", установленный в отношении членов экстремистских партий совместным решением Федерального канцлера и председателей правительств земель.
Личные права и свободы
Эти права и свободы, имеющие конституционный характер, обычно относят к естественным, неотъемлемым правам личности, самым важным гарантиям и проявлениям человеческой свободы. Поэтому их распространяют не только на граждан того или иного государства, но и на всех других людей, проживающих на его территории. Личные права и свободы считаются как бы производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек.
Борьба с нарушениями личных прав и свобод составляет сферу уголовного и административного права. Именно этими отраслями права как бы устанавливаются пределы личных прав и свобод, конкретные формы дозволенного и запрещенного. Поэтому государство, не прибегая к ревизии конституционных текстов, что не всегда возможно и политически выгодно, ограничивает права людей путем внесения изменений в уголовные кодексы или расширения полномочий полиции и административных органов. Личные права и свободы часто окружены большим числом невидимых ограничений и ущемлений.
Защита человека от произвола государства состоит в признании таких прав и свобод, как достоинство личности, право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода частной жизни, гарантии на справедливый суд (процессуальные гарантии) и некоторых других.
Достоинство личности. Этим понятием охватывается качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, которое дает человеку право на самооценку, на "самоопределение" и охраняет его выбор жизненных ценностей.
В большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, разделы о правах и свободах человека и гражданина открываются понятием "достоинство человека" (например, Основной закон ФРГ. Ст. 1; Конституция Италии. Ст. 10). Некоторые конституции закрепляют принцип достоинства человека в совокупности с народным суверенитетом и основными обязанностями государства (Греция, Португалия и др.). Международный пакт о гражданских и политических правах исходит, как сказано в его преамбуле, из признания, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, рассматривается как опора демократии и правовой государственности. Если общество не признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный культурный и этический фундамент этого общества.
Достоинство личности — это прежде всего запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Защите достоинства служат и другие конституционные нормы: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защита своей чести и доброго имени, запрет сбора, использования и распространения информации о частной жизни и т. д. Уважение достоинства личности обеспечивается рядом социальных и экономических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда. В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступления, как клевета и оскорбление.
Важны также гражданско-правовые гарантии. В большинстве стран для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в суд, в том числе и с требованием возмещения нарушителем морального вреда; допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Уголовно-процессуальные нормы обычно устанавливают, что правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные.
Право на жизнь. Это неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира.
Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства — это предусмотрено уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. В качестве гарантий права на жизнь рассматриваются системы здравоохранения, в частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается и как основание для запрещения абортов, а в отдельных государствах (например, в Словакии) конституции содержат норму об охране жизни уже до рождения человека.
Одним из важнейших аспектов права на жизнь является вопрос о смертной казни. Во многих странах она конституционно запрещена. Религиозный подход к ее полному запрету основывается на недопустимости людей вмешиваться в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у человека. Но конституции порой предусматривают, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена за особо тяжкие преступления против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей). При угрозе применения смертной казни обвиняемый во многих странах имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Смертная казнь сохраняется в США, Великобритании и ряде других стран.
Как отмечалось выше, Совет Европы в принятом в 1983 г. Дополнительном Протоколе № б к Конвенции о защите прав человека и основных свобод призвал государства-участники отказаться от смертной казни. Ряд государств ввели мораторий на приведение в исполнение вынесенных смертных приговоров.
Свобода и неприкосновенность личности. Эта конституционная гарантия вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.). Наиболее сильные гарантии неприкосновенности и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем. Содержание права на свободу заключается также в гарантиях от необоснованного ареста, обыска или задержания. Человек не может быть задержан или арестован без приказа суда, а если это происходит на месте преступления, его нельзя лишать свободы больше положенного срока, не получив такого приказа или санкции. Запрещаются произвольные обыски. Получение санкции не всегда является простым делом, вследствие чего решающая роль в установлении "разумных оснований" для обыска или ареста часто фактически оказывается в руках полицейских органов, действующих на основании информации тайных осведомителей. Широко развито освобождение арестованного или задержанного под залог.
Со свободой и личной неприкосновенностью тесно связаны неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища и другие личные права.
Под неприкосновенностью частной жизни понимается конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Тайна в данном случае не прикрывает какую-то противоправную деятельность, а отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Вмешательство государства в частную жизнь возможно только на основе закона при наличии признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления.
Конституциями и законами закрепляется право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести-и доброго имени. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т. д. Если честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он может потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб. Если клеветнические и порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений.
Неприкосновенность частной жизни включает также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Обыск и наложение ареста на корреспонденцию могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных законом. Строго регламентирован законом и только в целях борьбы с преступностью порядок прослушивания телефонных разговоров.
Рост преступности и терроризма вынуждает многие государства допускать перлюстрацию личных писем, установку диктофонов направленного действия для записи разговоров, использование подслушивающих устройств в телефонах и автомобилях, а также других технических средств. Так, в США действует Сводный закон о контроле над преступностью и безопасности на улицах, который разрешил в определенном порядке (при наличии судебного ордера) подслушивать разговоры лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Другим законом такой порядок был введен и в контрразведывательных целях — в отношении как американских граждан, так и иностранных представителей. Специально учрежденный Федеральный суд дает разрешения на электронную слежку практически без отказа. Однако такие меры, при всей их необходимости, в то же время создают условия для злоупотреблений со стороны полиции. Незаконное применение современных технических средств подслушивания, составление разного рода полицейских досье не раз публично разоблачались прессой в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии и других странах.
Составной частью права на частную жизнь, личной свободы и достоинства человека является неприкосновенность жилища. Проникновение в жилище" против воли проживающих в нем лиц возможно только на основании закона или судебного решения.
Свобода совести и вероисповедания предполагает право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии (вероисповедания), так и быть атеистом. Эта свобода особенно важна для людей в государствах, в которых признана государственная религия, а также в тоталитарных атеистических государствах, где ею прикрывались гонения на церковь. Международный пакт о гражданских и политических правах соединяет свободу совести и религии со свободой мысли, включая в нее "свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору" (ст. 18).
Современное демократическое государство является светским, церковь в нем отделена от государства и школы, а свобода вероисповедания гарантируется. В то же время есть государства, признающие определенные преимущества одной церкви (в Греции восточно-православная церковь объявлена Конституцией "господствующей", в Болгарии аналогичное вероисповедание — "традиционной религией"). Государство тем не менее гарантирует свободу всех церквей в отправлении религиозных культов, а также их участие в общественной жизни.
Столь высокая веротерпимость, предоставление гарантий свободы совести гражданам и церкви объясняются важной ролью религии в духовной жизни народов. Церковь оказывает большое воздействие на политику правящих кругов в Латинской Америке, во многих мусульманских государствах. Она тесно взаимодействует с общественностью и правительствами в США, странах Западной Европы, Японии. Существование государственной религии означает финансирование церкви и ее школ за счет государственного бюджета, признание ее прав в решении ряда вопросов личной жизни граждан (регламентации браков, регистрации рождения и др.). Такое положение занимает англиканская церковь в Великобритании (королева является главой государства и церкви), лютеранство — в Скандинавских странах, католицизм — в ряде стран Латинской Америки. В исламских государствах (Иран, Иордания, Пакистан, Ливия и др.) институты религиозного права обладают юридической силой, на государственную службу иногда принимаются только верующие, создаются религиозные суды, атеизм служит основанием для дискриминации по иммиграционному законодательству. В ряде развитых стран действует институт юридического признания церкви государством, что мало отличается от статуса государственной религии (ФРГ, Голландия, Бельгия, Израиль и др.). Даже там, где государство полностью светское (Франция), оно способствует распространению религии, предоставлению субсидий церковным школам. Несмотря на отделение религии от школы, государство по существу поощряет в разных формах изучение религии в государственных школах.
В США государство формально стоит на позициях нейтралитета по отношению к религии. Это, однако, не мешает ему предоставлять церкви льготы и привилегии. Церковь освобождена от уплаты налогов. Заседания обеих палат Конгресса и Верховного суда начинаются с молитвы, которую проводят содержащиеся за счет казны священники. Государство ввело также обязательное богослужение в военных академиях, госпиталях и тюрьмах. Принесение присяги при вступлении на пост Президента, как и в судах, производится с возложением руки на Библию. Однако такое приоритетное положение одной из религий не влечет за собой каких-либо ограничений свободы исповедования других религий.
Важные гарантии свободы совести и вероисповедания закрепляются в уголовном законодательстве. Например, запрещаются воспрепятствование осуществлению этой свободы, сопряженное с насилием над личностью, оскорбление чувств и убеждений верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение на них оскорбительных надписей и изображений. В то же время во всех странах законом преследуются различные изуверские секты и объединения.
Свобода мысли и слова относится к числу личных и одновременно политических свобод человека. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, рассматривая ее как основу свободы печати и инакомыслия. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения. Но эта свобода требует правового регулирования, поскольку злоупотребление ею способно наносить ущерб другим свободам и подрывать общественные устои. В Международном пакте о гражданских и политических правах признается правомерность на основе закона ограничивать свободу слова для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности населения. Конституции и законы большинства стран мира указывают на недопустимые цели использования этой свободы, как, например, проповедь национального или расового превосходства.
Демократические государства обычно не придают большого значения устным формам выражения мнений, не связанных с действием. В Великобритании, например, до сих пор каждый человек вправе прийти в один из парков (Гайд-парк) столицы и изложить там свои взгляды перед случайными прохожими. В США устные выступления граждан ограничены весьма минимально (необходимостью воздерживаться от "агрессивных" слов, пропаганды порнографии, призывов к мятежу, клеветы и т. д.).
Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации, свободой творчества. Эта взаимосвязь подробно отражена в Конституции Испании (ст. 209), в которой записано:
1. Признаются и охраняются права на:
а) свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или другими средствами;
б) техническое, научное, художественное и литературное творчество и производство;
в) свободу преподавания;
г) свободную передачу и получение информации посредством любых средств ее распространения. Закон определяет ограничительные условия в пользовании этим правом по мотивам совести и сохранения профессиональной тайны.
2. Осуществление указанных прав не может быть ограничено никаким видом предварительной цензуры.
3. Закон устанавливает порядок организации государственного и осуществления парламентского контроля за средствами массовой информации, зависимыми от государства или от государственных учреждений, и гарантирует доступ к этим средствам для социальных и политических групп, представляющих определенные интересы, уважая общественный и языковый плюрализм Испании.
4. Осуществление этих свобод ограничивается уважением прав, закрепленных в данном разделе, предписаний законов, развивающих эти права, и прежде всего правом на честь, частную жизнь, собственное имя и защиту детей и молодежи.
5. Конфискация публикаций, записей и других средств информации производится только в силу судебного решения".
Личная свобода предполагает право человека свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. В Конституции Португалии говорится (ст. 44): "1. Все граждане имеют право свободно передвигаться по национальной территории и проживать в любой ее части. 2. За всеми гражданами признается право эмигрировать, выезжать из страны и возвращаться на Родину". Демократические государства не знают института "прописки", т. е. обязанности гражданина проживать только в разрешенном ему единственном месте, не ограничивают в праве иметь несколько домовладений.
Уголовно-процессуальные гарантии свободы личности составляют самостоятельный набор прав и свобод человека и гражданина. Эти гарантии направлены на исключение произвола при уголовном преследовании и судебном разбирательстве. Конституции обычно говорят о праве на справедливый суд, имея в виду при этом, что лишение свободы может осуществляться только судом, обвиняемый имеет право на защиту, недопустимо придавать закону обратную силу, суд должен быть скорым, коллегиальным, публичным и т. д. Закрепляется также презумпция невиновности, означающая, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу приговором суда. Равным образом никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным.
Конституции обычно закрепляют общеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто, следовательно, не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Эти и ряд других конституционных процессуальных гарантий очень важны для людей, поскольку в системе органов государства формально только суд наделен правом лишать человека жизни и свободы. Судебная система в лице ее высших органов дает общеобязательные толкования законов, касающиеся прав человека, осуществляет контроль за законностью.