Печать
PDF

Глава 12. Правосознание и правовая культура - Страница 2

Posted in Теория государства и права - С.А.Комаров,А.В.Мальков Теория государства и права

 

2. Правовая культура: понятие, функции, виды

 

Ученые не могут найти единый подход к трактовке как самой категории "правовая культура", так и ее структурных компонентов, содержания, функций в силу того, что понятие правовой культуры многоаспектно.

Общепризнано, что правовая культура отражает не только субъективную сторону правового поведения личности, но и ма­териализацию идей, чувств, представлений как осознанной не­обходимости и внутренней потребности. В самом общем виде правовая культура предстает как система различных отноше­ний, а также как процесс производства и воспроизводства со­ставляющих ее элементов в сменяющихся поколениях людей.

Особенность правовой культуры состоит в том, что она пред­ставляет собой не право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализа­ции, о деятельности государственных органов, должностных лиц.

Правовая культура предполагает высокое качество право­творческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание специфических способов деятельности правоохранительных органов; осознание результатов реализа­ции требований законности в виде устойчивого и стабильного правопорядка.

Правовая культура связана с правовым сознанием, опира­ется на него, однако является самостоятельной категорией, так как включает не только социально-психологические процессы, фиксируемые в соответствующих нормах права, но и юридиче­ски значимое поведение людей, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов. В правовую культуру вхо­дят те элементы общественного сознания, которые формируют определенные варианты правового поведения людей в общест­ве, в коллективе.

Подобно тому, как общенациональная культура придает целостность и интегрированность общественной жизни, право­вая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу — систему правовых ценностей, идеалы, нормы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций. Составными ее элементами следует считать правовые убеждения, установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.

В. П. Сальников полагает, что структурными элементами правовой культуры выступают компоненты юридической дей­ствительности в их особом ракурсе эталонов поведения: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопоря­док, правомерная деятельность субъектов. Что же касается ее содержания, то таковым охватывается не просто правосозна­ние, законность и т. п., но и характер, уровень, степень их раз­вития, т. е, то, что дает им данный этап цивилизации, общест­венного прогресса.

А. П. Семитко считает, что элементами (подсистемами) пра­вовой культуры являются уровневые состояния, т. е, "степени правового развития" таких компонентов системы правовой жизни общества, как: 1) правовые тексты (акты-документы и тексты, имеющие юридическое содержание); 2) правовая деятельность (теоретическая и практическая); 3) правовое сознание (включая когнитивный, эмоциональный и установочный его компоненты); 4) субъект — носитель правовой культуры (общество, классы, нации, народности, коллективы, отдельные индивиды).

Другие авторы (В. И. Каминская, А. Р. Ратинов, Н. М. Кей-зеров) в состав правовой культуры включают: правотворческую деятельность, правовую науку, право, правоотношения, крите­рии политической оценки права и правового поведения, право­сознание, правовое поведение, правовые учреждения.

Правовая культура во многом выступает связующим зве­ном между социально-экономическими интересами и потребно­стями отдельных личностей, социальных групп, отраженных в правовых нормах, и их правовым поведением. Иными словами, она способствует формированию определенных типов правово­го поведения в целом, однако данная реальность зависит от множества иных факторов (иллюзий, уклада жизни, стереоти­па поведения, сложившихся обстоятельств и условий и т. п.).

В. В. Лазарев справедливо подчеркивает, что правовая куль­тура предполагает определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности; каче­ственное соетояние процессов правотворчества и реализации права; специфические способы правовой деятельности (работу правоохранительных органов, конституционный контроль и т. д.); результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми (законы, системы зако­нодательства, судебная практика и т. д.).

Правовую культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова.

В широком смысле это совокупность компонентов юриди­ческой надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реа­лизации, о деятельности государственных органов, должност­ных лиц.

Правовая культура в узком смысле — это совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознан­ной необходимости и внутренней потребности поведения лич­ности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Классифицировать правовую культуру можно по иным ос­нованиям: по содержанию, по субъектному составу, выделять ее уровни.