Глава 14. Правовая система - §14.3. Основные правовые семьи народов мира PDF Печать
Теория государства и права - Теория государства и права (Чепурнова, Серёгин)

 

§14.3. Основные правовые семьи народов мира

Одними из старейших правовых семей являются англосаксонская и романогерманская. “Они похожи тем, что развивались под воздействием христианской морали”.
Англосаксонское право исторически сложилось в Англии, затем получило свое распространение в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и других государствах, бывших колониях Великобритании. Его еще называют общим, так как оно действовало на территории всего средневекового английского королевства в X-XIII вв. в виде судебных прецедентов и правовых обычаев, возникших помимо законодательства крупных феодалов (баронов). Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе вырабатывали свои юридически принципы. Совокупность этих решений, принципов была обязательна для всех судов и составляла поэтому систему общего права.
Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и в наличии в качестве источника права большого количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами.
Вместе с тем уже около 200 лет наряду с общим правом в странах англосаксонской правовой семьи интенсивно развивается законодательство (статутное право), источником которого служат акты представительных органов государственной власти, что свидетельствует о сложных процессах эволюции данной правовой семьи. Например, начиная с конца XVIII в. и вплоть до второй половины XX в. в США на уровне отдельных штатов были разработаны и приняты “отраслевые” кодексы. Особая активность в области кодификации в течение XIX в. наблюдалась в штате Нью-Йорк, где были подготовлены, а частично и приняты, проекты гражданского, уголовного, гражданско-процессуального и уголовно-процессуального кодексов. В последующем они послужили своеобразным образцом для разработки и принятия соответствующих кодексов в других штатах.
Кодификационная работа в США проводилась на уровне не только отдельных штатов, но и самой федерации. В результате этой деятельности 1909 г. был подготовлен и принят федеральный Уголовный кодекс. В 1926 г. разработан и одобрен федеральный Свод законов, состоящих из 50 “отраслевых” разделов (таких как “Война и национальная оборона”, “Патенты”, “Сельское хозяйство” и пр.), периодически обновляемых каждые шесть лет. После Второй мировой войны, в целях сближения и унификации законодательства отдельных штатов в США был одобрен единый Торговый кодекс (1952 г.), созданы так называемые типовые кодексы по уголовному, уголовно-процессуальному и некоторым другим отраслям права.
Однако несмотря на проводившуюся в течение длительного времени в Соединенных Штатах кодификационную работу, сама кодификация в сознании американского юридического сообщества всегда оставалась чужеродным явлением, некой фикцией, привнесенной извне, поскольку не законы или отдельные кодексы изначально определяют существо американской правовой системы, а принимаемые высшими судебными инстанциями страны решения.
Кроме того, как подмечает Рене Давид, говоря об американских кодексах, всегда следует иметь в виду, что они не “идентичны” европейским. “Их и толкуют иначе”. В этих кодексах видят “просто плод консолидации, более или менее удачной, а не основу для выработки и развития нового права, как в странах романо-германской правовой семьи”.
Презюмируется, что законодатель хотел воспроизвести в кодексе прежние нормы, созданные судной практикой. Закон не имеет смысла, пока он не истолкован судами. Судебные решения, не ссылающиеся на судебные прецеденты, а просто применяющие законы, носят исключительный характер.
Романо-германская правовая семья берет свое начало от римского права (I в. до н.э. - VI в. н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформированные в законодательных актах государства. Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменители, особенно суды, обязаны точно реализовывать эти общие нормы в конкретных судебных и административных решениях, что обеспечивает единообразие судебной и административной практики в масштабах всего государства.
Судья романо-германской правовой семьи не обязан следовать ранее принятому решению другого суда, за исключением судебной практики Верховного и Конституционного Судов. Но и в этом случае высшие судебные инстанции не имеют права создавать своими решениями новые нормы, а могут лишь толковать имеющиеся в нормативно-правовых актах. К романо-германской правовой семье относятся правовые системы государств континентальной Европы, вся Латинская Америка, значительная часть Африки, Япония, Индонезия и др.
Достаточно оригинальная правовая система сформировалась в КНР. Китай - это одно из древнейших государств мира. Уже в IV тыс. до н.э. здесь существовал рабовладельческий строй. Становление правовой системы Китая первоначально проходило под влиянием философских идей Конфуция, который негативно относился к закону. Учитель Кун был великий моралист, создал идеал благородного человека, который должен любить людей и стремиться к знаниям, быть справедливым. Конфуций проповедовал идеалы справедливости, добра, приоритета морали, почитания старших, руководителей. Школа легистов, наоборот, обосновывала приоритет закона. В 1911 г. в ходе буржуазной Синьхайской революции в Китае была свергнута монархия, повысился авторитет права. Однако конфуцианство живо в этой стране и до настоящего времени. После 1911 г. здесь была проведена кодификация законодательства. В настоящее время в Китае идут реформы. С 1979 г. издается ряд новых законов, заканчиваются экономические преобразования, цель которых - стать одной из развитых стран мира. В 1982 г. в КНР была принята новая Конституция. С 1 июля 1997 г. к КНР присоединился Гонконг, имеющий правовую систему общего права и капиталистический уклад общественных отношений. Решено, что сближение правовых систем Гонконга и КНР будет происходить 50 лет. В последние годы правовая система КНР приобретает важнейшие черты континентальной (романо-германской) правовой системы, так как в 1996 г. была принята новая редакция уголовно-процессуального кодекса, а в 1997 г. вступил в силу новый уголовный кодекс.
Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на религиозном регулировании общественных отношений. Выделяют мусульманскую, индусскую и иудейскую правовые семьи.
В мусульманской правовой семье источником права является Коран, сунна и ид- жма. Коран - это священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Мухаммеда, произнесенных им в Мекке и Медине, которые ему ниспослал Бог через святого духа. При жизни Мухаммеда Коран передавался только в устной форме - “чтецами”, однако уже при первом халифе Абу Бакаре (632-634 гг. н.э.) бывший секретарь Мухаммеда Зайд ибн Сабит составил первый сводный текст Корана, а при третьем халифе Османе (ок. 651 г.) он же установил окончательную редакцию Корана, полностью вытеснившую другие версии. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами, в Коране есть около пятисот нормативно-юридических установлений. Правила поведения, закрепленные в Коране, именуются шариатом (путем следования для каждого мусульманина).
Чтобы убедиться в этом, достаточно обратить внимание на основные положения и основополагающие идеи, содержащиеся в Коране.
Среди них, прежде всего, необходимо проанализировать нормы о несравненном могуществе, абсолютной власти и авторитете Аллаха, который сотворил “небеса и землю истинной”, “сотворил человека из капли”, “И скот Он создал; для вас в нем - согревание и польза, от них вы питаетесь”. На Аллахе “лежит направление к пути”. Он “тот, который низводит с небес воду: для вас от нее питье, и от нее деревья, где вы пасете”. Аллах подчинил вам “ночь и день, солнце и луну. И звезды подчинены Его велениям”. Он знает все и “про то, что в груди”. “И говорит Он то, чего вы не знаете”. Аллах - всепроникающий, сведущий. Он “тот, кто рассеял вас по земле, и к Нему вы вернетесь”. Он “тот, кто растил вас и даровал вам слух, и зрение, и сердце”. Аллах вам Господь. “Ему принадлежит власть, нет Божества, кроме Него!”.
В Коране содержатся также положения о чистоте и непререкаемости мусульманской веры, о непримиримости ее самой и ее носителей к другим верам и их носителям - “неверным”. “О сыны Исраила! - говориться в связи с этим от имени Аллаха в суре 2, 38 (40). - Вспомните милость Мою, которую Я оказывал вам, и верно соблюдайте Мой завет. Тогда и Я буду соблюдать завет с вами. Меня страшитесь и веруйте в то, что Я ниспослал в подтверждение истинности того, что с вами. Не будьте первыми неверующими в это. И не покупайте за Мои знамения ничтожную цену и Меня бойтесь”.
Согласно Корану за истинную (мусульманскую) веру каждому правоверному воздадутся милости Аллаха и он будет всегда счастлив. А те, кто переступают веру и “измышляют на Аллаха ложь, не будут счастливы”.
Поистине, отмечается в суре 47, “тем, которые не веровали и уклонялись от пути Аллаха, потом умерли, будучи неверными, никогда не простит Аллах”. И далее: “Не слабейте и не призывайте к миру, раз вы выше. Аллах - с вами, не ослабит Он ваших деяний”. Ведь “ближайшая жизнь - только игра и забава. А если вы уверуете и будите богобоязненны, то Он дарует вам ваши награды и не спросит о ваших имуществах”.
Что же касается тех, “которые не веровали или уклонились от пути Аллаха”, то им грозят “заблуждение” в их делах, ниспосланное свыше, подверженность “дурным деяниям” и расстройством их состояния. “Во имя Аллаха милостивого, милосердного, - предписывается в Коране, - когда вы встретите тех, которые не уверовали, то - ударьте мечом по шее. А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узды”.
И далее в отношении “многобожников”: избивайте их, где найдете, “захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу. Ведь Аллах - прощающий, милосердный”.
Коран предписывает быть благодарными и справедливыми (“И устанавливайте вес справедливо и не уменьшайте весов”), проявлять щедрость и давать подаяние бедным, сиротам и захваченным в плен (“Мы ведь кормим вас ради лика божия и не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности”), избавляться от скупости и избегать неправедного обогащения. На этот счет сура 92 гласит: “А кто скупился и обогащался, и считал ложью прекраснейшее, тому Мы облегчим к тягчайшему. И не спасет его достояние, когда он низвергнется”.
В Коране имеется множество и других аналогичных по характеру норм и предписаний. Большинство из них весьма обширно и неимперативно, оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы. Это касается как содержания данных предписаний, так и неразрывно связанных с ними разного рода санкций и поощрений.
Универсальной санкцией за нарушение разных предписаний является грех, угроза быть проклятым, оказаться “в убытке”, лишиться покровительства Аллаха.
Говоря о Коране как об основе и первом источнике мусульманского права, в котором “людям приводятся всякие притчи” в надежде, что “может быть, они опомнятся” и исправятся, нельзя забывать и о таком его ключевом источнике, как Сунна. В отличие от Корана, содержащего высказывания Аллаха Мухаммеду, Сунна является сборником ада- тов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в тот период (VII-IX вв.) - время становления и развития мусульманского права - богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными Хадисы, каждый из которых представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда.
Иджма в мусульманском понимании имеет более “земное” происхождение и представляет собой достигнутое учеными-юристами единогласное мнение по вопросам правового регулирования обязанностей верующих. Как отмечает Р. Давид, “ученые - наследники пророков; единогласное мнение докторов права, знатоков ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины”. Иджма, следовательно, выглядит как истолкование мусульманскими научными школами направлений божественной воли, выраженной в священных книгах. Таким образом, в исламе существуют различные школы, толки, комментарии, фетвы, выражающие отдельные религиозно-правовые оттенки мусульманского учения о праве (суннитские, шиитские и т.д.). Суждения по аналогии дополняет иджму и представляет собой принятый в мусульманском праве принцип толкования и применения правовых норм по сходным юридическим делам. По существу, это применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной или иджмой.
Согласно исламской доктрине право создано Аллахом раз и навсегда и задачей законодательных и судебных органов является надлежащее истолкование божественной воли. При этом сама правовая система не имеет деления на публичное и частное право; отсутствует концепция субъективных прав, ибо верующие по отношению к богу наделены лишь обязанностями и должны подчиняться шариату - своду правил поведения мусульман на основе Корана. В современных арабских государствах мусульманское начало в правовых системах присутствует не в равной мере. Часто наблюдается причудливое, исторически обусловленное переплетение старинных обычаев, остатков колониальных правовых систем, норм и принципов шариата. На сегодняшний день на планете насчитывается около 800 млн мусульман и почти 30 стран мира признали ислам государственной религией. Поэтому рудименты нормативного регулирования эпохи феодализма находят мировоззренческую поддержку в XXI веке.
Индусское право тесно связано с религиозными догмами индуизма. В его содержание входят обряды, верования, идеологические ценности (мораль, философия), которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство. Индуизм сформировался около двух тысяч лет назад и до настоящего времени сохраняет свое регулирующее значение. Особенную роль индусское право играет в сферах, где влияние религии наиболее сильно. Это семейные и наследственные отношения. В современный период индусское право - это совокупность норм, применяемых только к индусской части населения Индии. В Индии большинство населения живет в деревне и почти поголовно входит в систему каст, а 45 млн человек еще проживают в условиях племенного строя.
Индусское право и право Индии в современных условиях - это не одно и то же. Индийское право сложилось в годы правления англичан. Здесь нет верховенства закона. В Индии еще не принят Гражданский кодекс, необходимость которого предусмотрена Конституцией, принятой в 1950 г. Основной закон Индии является самым объемным в мире: она состоит из Преамбулы, 491 статьи (25 частей) и 13 приложений. Закон и судебный прецедент считаются главными источниками права современной Индии.
Специфическими особенностями характеризуется система иудейского права, действующая в Израиле. Государство Израиль возникло 29 ноября 1947 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН, упразднившему мандат Великобритании на территорию Палестины, которой она владела с 1923 г. До этого Палестина входила в состав Османской империи.
14 мая 1948 г. за один день до истечения мандата Великобритании на территории Палестины Народное правительство Израиля (из местных евреев и представителей международных сионистских организаций) на заседании в Телль-Авивском музее приняло Декларацию независимости Израиля, провозгласив самостоятельное еврейское государство (Мединат Исраэль), основанное на принципах свободы, справедливости и мира в их понимании израильскими пророками. Были оставлены в силе те британские законы, которые не противоречили Декларации независимости. Некоторые израильские юристы предлагали считать Декларацию независимости конституцией Израиля. В настоящее время в Израиле, как и в Англии, нет единой писаной конституции. Понятие “основной закон” используется в конституционном праве страны, и имеется в виду совокупность законов о структуре госорганов (о парламенте, правительстве, президенте, о контрольных органах и др.).
Правовая система Израиля является смешанной и сочетает черты романо-германской (нормативно-правовые акты) и англосаксонской (судебные прецеденты). В стране также действуют две системы религиозного права - еврейская (Талмуд) и мусульманская, применяемые к представителям соответствующих конфессий. Источниками права Израиля признаются и нормы международного права, не противоречащие законам этого государства.
В начале 50-х гг. XX в. в Израиле были приняты Закон о возвращении (1950 г.) и Закон об израильском гражданстве (1952 г.). Первый предоставил право на иммиграцию в Израиль только евреям. “Каждый еврей имеет право иммигрировать в эту страну” (ст. 1 Закона). Исключение из данного правила составляют лишь евреи, которые: а) совершали или совершают действия, противоречащие интересам еврейского народа; б) могут нести вред общественному благополучию или безопасности государства; в) имели криминальное прошлое, которое может угрожать общественному благосостоянию.
Закон об израильском гражданстве автоматически предоставляет израильское гражданство любому еврею-иммигранту, прибывшему в эту страну.
Оба закона, будучи весьма далекими от принципа равенства граждан по национальному признаку, а тем самым - от широко прокламируемого в современном мире принципа интернационализма, тем не менее, как показывает практика их применения, весьма эффективно служат в системе израильского законодательства “объединительным” интересам еврейского сообщества, решению проблем поддержания социальной и национальной общности евреев, проживающих внутри Израиля и за его пределами.
На достижение, в конечном счете, этих же целей направлено и семейное право еврейского государства. Так, согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесены вопросы, касающиеся браков и разводов евреев. Имея формальную и реальную монополию на решение вопросов, касающихся браков и разводов евреев независимо от их гражданства и места их проживания, иудейское право в процессе его реализации скрепляет не только семейно-бытовые, но и социально-политические, национальные и этнические узы правоверных евреев. В силу этого совсем не случайно, как подчеркивается в израильской юридической литературе, при возникновении споров, касающихся изменения юрисдикции иудейских религиозных судов по рассмотрению брачно-семейных отношений в пользу гражданских судов, одним из центральных аргументов ортодоксальных религиозных кругов был тезис, согласно которому ограничение круга вопросов, рассматриваемых религиозными судами в области семейного права, в значительной мере подорвет национальную этническую и социально-политическую общность евреев.
Наряду с названными общими для всего еврейского сообщества и государства проблемами, иудейское религиозное право в тесной взаимосвязи и взаимодействии со светским правом решает и многие другие аналогичные им задачи. Среди них особо выделяется круг вопросов, непосредственно связанных с национально-патриотическим воспитанием иудеев, с воспитанием их в духе преданности своему народу и лояльности Израильскому государству.
Решению данных вопросов традиционно уделялось огромное внимание в религиозных законах, священных книгах, заповедях и писаниях. Не меньшее внимание в религиозном и светском законодательстве Израиля им уделяется и сейчас. Об этом свидетельствует как государственная и общественная жизнь Израиля, так и действующее законодательство.
В качестве примера можно сослаться на принятый в 1953 г. Закон о государственном образовании, в котором закрепляется “цель государственного образования”, сводящаяся, прежде всего, к тому, чтобы построить систему “первоначального обучения в стране на основе ценностей еврейской культуры”, “преданности своему государству и еврейскому народу”.
Примерами национально-патриотической направленности действующего законодательства Израиля могут служить и другие нормативно-правовые акты, в частности Закон о радиовещании в стране - “The Broadcasting Authority Law” (1965 г.). Согласно этому акту на руководящий орган, отвечающий за все радиовещание и телевидение Израиля, среди прочих возлагается задача содействовать с помощью радио- и телевизионных программ “углублению знаний и укреплению связей” радиослушателей и телезрителей “с еврейским наследием и его ценностями”, а также способствовать достижению целей воспитания граждан Израиля в духе преданности своему государству и еврейскому народу, которые стоят перед системой государственного образования в стране.
Данный опыт по воспитанию уважения и патриотизма граждан в отношении своего народа и государства целесообразно использовать в современной России, которая переживает серьезный кризис правосознания.