Печать
PDF

Глава 12. Правотворчество

Posted in Теория государства и права - Теория государства и права (Чепурнова, Серёгин)

Глава 12. Правотворчество

§12.1. Понятие правотворчества
§12.2. Правотворческий процесс
§12.3. Принципы правотворчества
§12.4. Виды правотворчества

§12.1. Понятие правотворчества

Правовые нормы создаются различными способами. В теории форм (источников) права обычно выделяют следующие способы создания и выражения норм права.
1. Судебный или административный прецедент — решение суда или административного органа, вынесенное по конкретному делу и выступающее в качестве обязательного образца при разрешении подобных дел в будущем (от лат. preacedens — предшествующий).
2. Правовой обычай — сложившееся на практике обязательное для исполнения правило построения отношений.
3. Правовая доктрина — обязательные для исполнения руководящие начала построения отношений, выработанные юридической наукой.
4. Нормативно-правовой договор — соглашение между государствами или его отдельными органами, в котором содержатся нормы права.
5. Нормативные правовые акты.
В романо-германской правовой системе, характерной для стран, воспринявших каноны создания правовых норм, сложившиеся в Римской империи, и возникших на ее развалинах германских государствах (в отличие от англосаксонской, где, по-прежнему, важное значение среди способов выражения норм права имеет судебный и административный прецедент в соответствии с традициями древних государств англов и саксов), создание норм права идет преимущественно по пути научного, творческого обобщения практики рассмотрения и разрешения конкретных дел.
По этой причине в странах романо-германской правовой системы (Италия, Франция, Германия, Россия, государства Латинской Америки и многие другие) основной способ, обеспечивающий выражение установлений государственной власти, - принятие нормативных правовых актов.
Целенаправленное, последовательное и оперативное формулирование правовых норм, по нашему мнению, объективно возможно осуществлять исключительно путем принятия нормативных правовых актов. В силу этого создание правовых норм путем принятия нормативных правовых актов (прежде всего, законов) является для государственной власти важнейшим (если не главным) способом регулирования отношений в обществе.
Это подтверждается тем, что по общему правилу, в случае противоречия между законом (нормативным правовым актом, обладающим высшей обязательной, юридической силой) и иными источниками права, действует закон.
Тезис о том, что принятие нормативных правовых актов является основным и универсальным способом создания правовых норм в целях оперативной и эффективной реализации государственной воли в реальных отношениях, по-видимому, нельзя считать безупречным. В части четвертой статьи 15 Конституции РФ указано, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора; однако и в этом случае надо помнить, что международный договор РФ ратифицируется федеральным законом, т.е. правовой основой регулирования отношений на территории РФ по-прежнему остается закон, а не международный договор.
Суть в другом - понятие правотворчества может трактоваться по-разному. Мы же под правотворчеством будем понимать процесс создания правовых норм путем принятия нормативных правовых актов. Правотворчество - одна из важнейших сфер обеспечения действия государственной власти как суверенной организующей силы в делах конкретного общества.
Цель правотворчества - принятие необходимого государственной власти нормативного правового акта.
Нормативный правовой акт - это удостоверенное официальным документом действие органа государства, которым в письменной форме провозглашается обязательный для исполнения порядок построения отношений между субъектами права (лицами) при возникновении на практике определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов), т.е. провозглашаются правовые нормы.
Волевые нормативные установления являются показателем силы или слабости государственной власти, поскольку могут содержать правила, необходимые для практической организации порядка, но могут провозглашать положения, которые вместо упорядочивающего воздействия объективно способны спровоцировать напряженность в отношениях, недовольство, возмущение и т.д.
По этой причине нормативные правовые акты принимаются не произвольно, а по специальному распорядку, который призван неуклонно обеспечивать формулирование необходимых практике правовых норм. Как правило, указанный распорядок (процедура) включается в понятие правотворчества.
Таким образом, понятие правотворчества неразрывно связано с понятием правовой нормы, поскольку результатом правотворчества является принятие данной нормы.
С учетом этого мы подходим к следующему этапу теоретического понимания правотворчества.
Понятием правотворчества обозначаются не только мыслительные действия, позволяющие сформулировать правовую норму, но и организационно-юридические процедуры создания правовой нормы, показывающие, что результатом таких мыслительных действий может (а при наличии определенной совокупности юридических фактов должен) стать нормативный правовой акт.
Организационные процедуры создания (правотворчество) следует отличать от организационных процедур, обеспечивающих применение правовой нормы по конкретному делу, требующему властного решения государственного органа, — правоприменение.
Правотворчество и правоприменение есть две различные сферы реализации государственной власти или два направления, в котором от имени государственной власти действуют органы государства в целях реализации своих полномочий.
В результате реализации правотворческой функции государственной власти была принята по определенной процедуре (процедура принятия законов) помещенная в статье 21 Таможенного кодекса РФ правовая норма, которая предусматривает возможность ограничений на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров и транспортных средств.
Таможенные органы руководствуются данной нормой, разрешая конкретные дела. Принятие таможенными органами во исполнение названной нормы соответствующих властных решений по конкретным делам будет уже реализацией правоприменительной функции государственной власти в области регулирования таможенных отношений. Правоприменительное решение принимается благодаря выполнению ряда процедур, схожих с процедурами правотворчества, но не совпадающих с ними по результату (характеру и, следовательно, назначению принимаемого акта).
Схожесть названных процедур проявляется в том, что в процессе правотворчества, как и в процессе правоприменения:
- изучается необходимость принятия акта в рамках процедур выдвижения проекта нормативного правового акта и его рассмотрения (сфера правотворчества) либо в рамках рассмотрения заявлений, запросов, сообщений, требующих принятия властного решения по конкретному делу (сфера правоприменения);
- дорабатывается или отклоняется проект акта (проект нормативного правового акта или проект правоприменительного решения);
- принимается требуемый для регулирования отношений акт (принятие нормативного правового акта, устанавливающего порядок построения отношений, который необходимо обеспечить при возникновении в жизни определенных обстоятельств, или принятие правоприменительного акта, разрешающего дело по существу и ставящего конкретных лиц в конкретные отношения в соответствии с требованиями правовой нормы).
Результатом правотворчества (в случае успешного прохождения проектом всех правотворческих процедур) всегда является нормативный правовой акт (принятие федеральных законов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).
Результатом правоприменения является решение по конкретному делу компетентного лица (уполномоченного к тому органа государства), которое ставит персонально определенные субъекты права в те отношения, которые для данного жизненного случая предусмотрены правовой нормой (приговор суда в отношении гражданина К. о назначении наказания в виде трех лет лишения свободы за совершение контрабанды в соответствии с требованиями статьи 188 Уголовного кодекса РФ).
Следовательно, без правотворчества правоприменение невозможно, поскольку результатом правотворчества, как правило, является создание правовых норм, на основе которых принимаются правоприменительные акты.
В то же время без правоприменения правотворчество бессмысленно, так как в большинстве случаев для организации порядка необходимо применение органами государства принятых правовых норм к конкретным жизненным ситуациям, для того чтобы построить между соответствующими лицами те отношения, которые требует построить в таких случаях норма права.
Следует также иметь в виду, что определение понятия правотворчества может быть затруднено практикой принятия нормативных правовых актов, которая зависит от политического режима, существующего в конкретном государстве. Дело в том, что норма права по своей сути есть правило, обеспечивающее права лиц (государства в целом; органов государства; граждан или их организаций, если эти организации способны вступать в правовые отношения как юридические лица) в их взаимоотношениях друг с другом. Иерархия нормативных правовых актов, при помощи которых выражаются правовые нормы, зависит от политического режима в стране.
В демократическом государстве правовые нормы выражаются исключительно при помощи конституции (высшего по юридической силе нормативного правового акта - основного закона) и законов (нормативных правовых актов, регулирующих отношения между лицами более развернуто на основе положений конституции).
Конституция и законы регулируют отношения между равными лицами, поддерживая их права и закрепляя взаимные обязанности. Такие отношения можно назвать договорными (собственно правовыми).
Все остальные отношения являются служебными (должностными, регламентными, нормативными, т.е. осуществляемыми в режиме исполнения служебных обязанностей, но не в режиме реализации прав свободных и равных лиц). Они основаны на приказе начальника подчиненному, требуют перевода гражданина из свободного состояния в положение служащего (порядок такого перевода определяется законами) и потому регулируются подзаконными нормами, которые по своему характеру объективно не являются правовыми.
Таким образом, в демократическом государстве понятия правотворчества и законотворчества совпадают, а понятия правотворчества и нормотворчества обозначают две различные области: соответственно проектирование норм права и разработка подзаконных норм; при этом подзаконное нормотворчество основывается на указаниях закона, но не является делегированным правотворчеством, понятие которого мы рассмотрим ниже.
В государстве с тоталитарным (милитаристским) режимом картина прямо противоположная. Здесь нет свободных, нет лиц в собственном смысле этого слова, т.е. субъектов, имеющих возможность вступать в отношения с другими субъектами по своей воле в рамках закона. Все, даже высший руководитель страны, состоят друг с другом в служебных отношениях, поскольку все ограничивают себя в свободе ради достижения определенной, значимой для членов такого общества цели. При таком режиме право и, следовательно, правотворчество отсутствуют, хотя могут издаваться акты, носящие название законов. В таких условиях нет или почти нет места для правовых норм. Остаются только служебные нормы, регламентирующие внутрикорпоративные отношения, протекающие преимущественно в режиме долга, а не права. Все общество превращается в связанную жесткой дисциплиной организацию. Это явление называется милитаризмом (от лат. militia - служебные обязанности, должность).
Таким образом, в тоталитарном государстве создаются исключительно служебные правила (уставы, инструкции) и процесс создания таких правил можно условно назвать нормотворчеством (но не правотворчеством). Если при таком режиме власти издаются “законы”, они носят пропагандистский, декларативный характер.
На наш взгляд, следует также иметь в виду, что в процессе создания правовых норм право не “творится”, поскольку дается каждому человеку природой от рождения. Создаваемая в процессе правотворчества норма не может даровать право. Она призвана указать выход из тех ситуаций, когда:
- отношения между лицами неясны, что создает напряженность и провоцирует совершение произвольных, т.е. неправовых, действий;
- имеется угроза возникновения споров или правонарушений;
- возникает спор;
- совершается деяние, имеющее признаки правонарушения;
- установлено, что совершено правонарушение.
Таким образом, смысл правотворчества заключается не в том, чтобы “создать право”, а в том, чтобы сформулировать нормы, подсказывающие, где право и не право в сложных, запутанных или неопределенных с точки зрения права ситуациях, в том числе нормы, указывающие на право государства по отношению к тем, кто не соблюдает поддерживаемый им порядок.
По нашему мнению, рассмотренные особенности крайне важно учитывать при уяснении понятия правотворчества.
Итак, правотворчество - это процесс создания правовых норм, который имеет свой субъектный состав, мотив, объект и предмет, основания начала и окончания, а также процедуру, т.е. официально закрепленный, строго последовательный порядок действий.