Глава 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И АВТОРСКОГО ПРАВА - Страница 5

Posted in Авторское право - Авторское право в издательском бизнесе и СМИ

 

§ 5. Международные и национальные принципы в области авторского права

Под принципами подразумеваются основополагающие начала в области авторского права и смежных прав.

Исходя из анализа положений Бернской конвенции, можно выделить два основных принципа правовой охраны произведений:

 

 

  1. принцип   "национального   режима"   (или   принцип   ассимиляции),   согласно   которому государства   -   участники   Конвенции   обязуются   предоставлять   правовую   охрану   авторским произведениям   лиц,   являющихся   гражданами   какого-либо   из   государств,   участвующих   в Конвенции, по объему совпадающую с правовой охраной произведений граждан данной страны;
  2. принцип  "автоматической  охраны",   в  соответствии  с которым  охрана  прав  авторов произведений   осуществляется   без   соблюдения   каких-либо   формальностей   в   отношении созданного произведения.

 

Ю.Г. Матвеев в своей монографии "Международная охрана авторских прав" выделяет принцип минимального объема охраны. Названный принцип означает, что международные конвенции устанавливают лишь минимальный уровень охраны авторских прав.

Государства - участники конвенций могут предусмотреть более высокий уровень охраны прав автора в своем внутреннем законодательстве или в других международных соглашениях <4>.

 

<4> Матвеев Ю.Г. Международная охрана авторских прав. М.: Юридическая литература, 1987. С. 7-8.


П.Д. Барановский выделяет принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников, ссылаясь на п. 6 ст. 2 Бернской конвенции.

Суть принципа заключена в том, отмечает он, что, если в отношении положений Конвенции возможны различные толкования, должен выбираться вариант, наиболее благоприятный для автора и его правопреемников <5>.

 

<5> Барановский П.Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права. 2001. N 8.


Он также выделяет принцип срочного характера охраны авторского права, отмечая, что данное положение зафиксировано в п. 4 ст. 4 Всемирной конвенции и п. 8 ст. 7 Бернской конвенции и заключается в том, что хотя срок охраны авторских прав определяется национальным законодательством, но, если законодательством специально не предусмотрено иное, этот срок не может быть более продолжительным, чем срок, установленный в стране происхождения произведения <6>.

 

<6> Там же.


Существуют и другие принципы международного характера, выделяемые в различных источниках, посвященных авторскому праву.

В качестве основных принципов, закрепленных в законодательстве РФ и посвященных охране авторских прав, можно выделить следующие.

 

 

  1. Принцип свободы заключения авторского договора, в соответствии с которым авторы произведений   своей   волей   и   в   своих   интересах   заключают  договоры   на   передачу   или использование другими лицами созданного ими произведения. Законодательством определены только существенные условия того или иного договора, а стороны в договорных отношениях самостоятельно определяют в отношении договора содержание и дополнительные условия.
  2. Принцип свободы творчества, который нашел отражение в Конституции РФ. Суть его заключается в том, что каждому обеспечивается свобода творчества. Государство создает все необходимые условия для этого. В Российской Федерации запрещены цензура, ограничение или запрет выпуска в свет произведений или их отдельных частей. Авторское право охраняет все без исключения   произведения   независимо   от  того,   высокохудожественный   это   труд   или   нет. Проявление данного принципа заключается также и в том, что авторы произведений свободны в выборе тем, сюжета, жанра, формы выражения произведения.
  3. Принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества. Несмотря на то что авторское   право   охраняет   авторские   права   на   произведение   от   каких-либо   нарушений, необходимо отметить и то, что каждый гражданин и общество в целом имеют право на доступ к достижением   науки,   литературы   и   искусства.   Поэтому,   если   произведение   автора   стало общедоступным по воле автора или его правопреемников, другие члены общества имеют право свободного использования произведения без выплаты автору вознаграждения (например, ст. ст. 1268 - 1280 ГК РФ). Кроме того, по истечении срока правовой охраны авторское произведение переходит в общественное достояние.