Печать
PDF

Глава 19. Основы конституционного права Японии

Posted in Конституционное право - М.В.Баглай Конституционное право зарубежных стран

 

§ 1. Конституция Японии

История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония на­ходилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после паде­ния сегуната Эдо японские порты открылись для иностранных судов. С этого времени начинается период интенсивной интерна­ционализации, в том числе и в сфере японского права. Растет интерес к идеям французских просветителей. Накаэти Ёмин — "восточный Руссо" — переводит на японский язык "Теорию обще­ственного договора". В стране становятся все более значительны­ми демократические настроения. Становится очевидной необходи­мость принятия основного закона государства. В результате рес­таврации Мэйдзи 11 февраля 22 года эпохи Мэйдзи (1889 г.) вступает в силу Конституция Великой Японской Империи, так называемая Конституция Мэйдзи. Образцом для нее стала монархическая прусская Конституция 1850 года, что послужило основой для даль­нейшего распространения германского влияния на правовую сис­тему Японии. Согласно Конституции особа Императора объявля­лась священной и неприкосновенной (ст. 3), Император обладал всей полнотой верховной власти (ст. 4), императорские указы имели высшую юридическую силу. Он имел право объявлять войну и являлся верховным главнокомандующим. По Конституции Импе­ратор выступал гарантом конституционных прав "всем добропо­рядочным гражданам японской Монархии". Но таких гарантиро­ванных прав было немного. К ним относились: право свободного выбора места жительства, профессии, неприкосновенность жили­ща, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний и право на справедливый суд. Конституция 1889 года прокламировала принцип разделения властей. Высшей фигурой в государстве был Император, законодательной властью при нем обладал Парламент, административной — Кабинет, су­дебные полномочия осуществляли суды.

Поражение Японии во второй мировой войне и ее оккупа­ция войсками США были основной причиной, определившей ко­ренную ломку устаревших конституционных и административ­ных норм. Основой послевоенной перестройки общества стала со­вместная Декларация, подписанная главами США, Англии, Китая и Советского Союза в июле 1945 г. в Потсдаме. В Потсдамской декларации в качестве целей оккупации Японии провозглаша­лись: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней ука­зывалось, что: "Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в япон­ском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам че­ловека".

В октябре 1945 г. премьер-министр Японии Кидзюро Сидэха-ра сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непо­сильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японс­кой Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства. В феврале 1946 г. япон­ское правительство опубликовало конституционный проект, вно­сящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотре­ния Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответ­ствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской дек­ларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дуг­ласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупа­ционных войск. Новая Конституция была принята Парламен­том в октябре 1946 г., промулъгированаИмператором и опубли­кована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев 3 мая 1941 г. она вступила в силу.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императо­ра; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные фи­нансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конститу­ции.

Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам. Основными являются:

особа Императора более не признается священной и суще­ствует лишь в качестве символа государства и единства на­ции, а единственным носителем государственного суверени­тета становится народ (ст. 1);

принцип разделения властей осуществляется на более демок­ратической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государствен­ные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он'лишь формально утверждает назначение премьер-мини­стра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи — Кабинетом министров. По совету и с одобрения Ка­бинета министров Император провозглашает от имени наро­да законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуж­дает награды (гл. 1);

круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл. 3);

Япония "отказывается от войны как суверенного права на­ции, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9); ликвидация всех аристократических институтов (ст. 14). Быв­шая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены ко­торой избираются как представители всего народа; местное самоуправление осуществляется в широких масшта­бах (ст. 92—95).

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного сувере­нитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государствен­ной власти в японском конституционном праве появляется впер­вые и закрепляется в преамбуле и в ст. 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст. 41).

Конституция содержит широкий перечень личных, полити­ческих и социально-экономических прав и свобод граждан.

Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регуляр­ных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитариз­ма. 9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблем­ной. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осу­ществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании междуна­родных вооруженных сил, что пока компенсируется невооружен­ным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях. На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японс­кие силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Ко­рейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрас­но экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по рас­ходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.

Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять консти­туционный контроль, но устанавливает, что окончательное ре­шение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма ст. 98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты,  противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями выне­сенного Верховным судом решения является неприменение нор­мы, признанной неконституционной.

До сих пор Конституция 1947 г. ни разу не подвергалась пе­ресмотрам, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных ее статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась "импортного", навязанного стране характера Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг от­мены или изменения "мирной" 9-й статьи, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции.

Одна из причин конституционной стабильности Японии — "жесткий" порядок изменения основного закона, установленный ст. 96. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициа­тиве Парламента, требуется согласие не менее двух третей об­щего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом по­правки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента). Существую­щий в Японии баланс политических сил не позволяет партиям, выступающим за изменение Конституции, достичь в Парламенте необходимого для этого кворума.