Глава 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
§ 1. Предмет конституционного права зарубежных стран
Возникновение и эволюция конституционного права зарубежных стран
Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельная и автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Это связано со спецификой и социальным предназначением конституционного права, которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможных неправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц. Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и тем более — пресечение возможности злоупотреблений и произвола с ее стороны.
В условиях господства абсолютизма или деспотической власти возможность формирования особой системы норм, которые должны ограничить эту власть, была почти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институты конституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Они знакомы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие "демократия", а также ряд других. До сих пор в Великобритании к числу основополагающих актов конституционного значения относят Великую хартию вольностей Иоанна Безземельного, принятую в 1215 г., Хабеас корпус акт (Habeas Corpus Act), принятый в 1679 г., и ряд других нормативных правовых актов, изданных еще в эпоху средневековья. Однако только свержение абсолютизма и ликвидация деспотических режимов создали реальные условия и предпосылки для формирования конституционного права. Они стали решающим условием появления особой системы правовых норм, которые призваны были утвердить как высшие ценности свободу индивида, права и свободы человека и подчинить этим высшим ценностям порядок формирования, организацию и осуществление государственной власти.
Становление конституционного права как отрасли национального права — это сравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложения отдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовые отношения. Тем не менее можно с большой долей уверенности говорить о том, что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодом утверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отрасли национального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципы и институты конституционного права возникали и складывались не на пустом месте. Их утверждению способствовали радикальные изменения в общественной жизни, выдающиеся научные достижения в познании окружающего мира, активная творческая деятельность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место и роль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появления и существования публичной власти, принципы взаимоотношений между человеком и государством.
Именно в эпоху, предшествующую освободительным революциям, складываются концепции, существенно важные для формирования конституционного права. В Великобритании утверждение Хабеас корпус акта привело к возникновению одного из таких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантия личной свободы. Также в Великобритании сформировалась концепция верховенства парламента как органа народного представительства, противостоящего абсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формально обладающего правом принимать решение по всем вопросам, которые затрагивают интересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепция господства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуется концепцией верховенства закона.
Подчеркивая, что формирование и становление конституционного права — это длительный процесс, нельзя не отметить особо выдающееся значение некоторых событий всемирной истории в формировании конституционно-правовых начал, в утверждении конституционной законности как высшей формы законности вообще. К числу таких событий можно отнести борьбу североамериканских колоний за свою независимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., и Французскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой стала Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
Два названных документа послужили определенной вехой в процессе становления конституционного права. В американской Декларации 1776 г. было подтверждено на уровне нормативного правового акта то, что только народ является источником власти и что само государство и правительство имеют право на существование только в том случае, если они служат человеку и защищают его интересы. Во французской Декларации 1789 г. содержится специальная статья, которая гласит, что народ, не знающий гарантий основных прав и свобод и принципа разделения властей, не имеет конституции. Речь здесь идет о том, что подлинный конституционный строй, закрепляемый в нормах конституционного права, должен базироваться на неких основополагающих принципах, к числу которых в первую очередь отнесены основные права и свободы человека и принцип разделения властей, т. е. принцип, который должен воспрепятствовать узурпации власти и злоупотребления ею.
Безусловно, оба эти документа исходят из учения о естественных и неотчуждаемых правах человека, т. е. о правах и свободах, которые неотъемлемо присущи человеческой личности. Причем в данном случае не имеет существенного значения различия в формулировках американского и французского документов, говорящих о правах и свободах, дарованных Творцом, или провозглашающих, что все люди рождаются свободными и равными в правах. Нормативно-правовое закрепление естественных прав человека имело исключительно важное значение для утверждения конституционного права как самостоятельной отрасли права. В результате были достаточно четко и ясно обозначены предназначение и сам предмет конституционного права. Их главными целями становятся обеспечение гарантии осуществления естественных и неотъемлемых прав и свобод человека в его отношениях (и противостоянии) с публичной властью.
Сколько бы однако ни были важны и значимы отдельные выдающиеся документы эпохи формирования национального конституционного права в зарубежных странах, нельзя не отметить, что в целом это — сложный, динамичный и противоречивый процесс, и в наши дни он еще далек от завершения. На развитие и формирование институтов конституционного права влияли очень многие факторы: исторические, национальные и культурные особенности той или иной страны, демографические и природные условия, наконец, что особенно важно, противостояние различных социальных классов и групп, боровшихся за обладание государственной властью, за закрепление своих интересов в нормах права. И все же можно утверждать, что основным направлением в развитии конституционного права были его все более возрастающая демократизация, расширение сферы действия и круга субъектов, пользующихся защитой со стороны конституционно-правовых норм и институтов.
Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюцию конституционного права в исторической ретроспективе, то можно сразу же заметить, что первоначальный круг полноправных субъектов конституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционного права были в значительной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие политические права обрели такие демографические и социальные группы населения, как женщины, молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этого столетия, избирательное право, т. е. важнейшее политическое право, открывающее возможность непосредственного участия в делах государства, действительно стало всеобщим.
Тем не менее та же историческая ретроспектива позволяет говорить о некоторой однобокости в развитии конституционного права и его институтов. Это, в частности, нашло свое отражние в том, что в основных законах государства, да и в законодательстве в целом, в первую очередь закрепляются институты, непосредственно связанные с осуществлением публичной власти. Вплоть до сегодняшнего дня конституционно-правовые тексты содержат главным образом положения, регулирующие порядок формирования и осуществления государственной власти. Значительно меньшее место занимают постановления, относящиеся к правам и свободам человека, постановления, которые четко, ясно и недвусмысленно гарантируют основные права и свободы человека.
Конечно, в какой-то мере в этом "повинна" сама теория естественных прав, сыгравшая столь положительную роль в возникновении и утверждении конституционной законности. Дело в том, что конституционно-правовая теория, восприняв постулат о естественных правах и свободах, сочла, что их закрепление не является целью самого конституционного права как отрасли права, ибо такие основополагающие права и свободы существуют независимо от того, записаны они в позитивном праве, сформулированы они в конституции или в ином законодательном тексте или нет. Один из выдающихся представителей британского конституционного права А. Дайси, критикуя требование о закреплении в законе свободы слова, говорил, что в таком случае можно дойти до требования закрепления в законе права завязывать шнурки на ботинках. Либеральные конституции XIX века, как правило, не содержат развернутых постановлений, закрепляющих и прокламирующих основные права и свободы граждан, здесь не предусмотрены какие-либо особые институты, посредством которых должно обеспечиваться осуществление этих прав и свобод. Действует все тот же принцип естественности и неотчуждаемости этих прав и свобод, ограждения от вмешательства государства. А гарантом их осуществления должен выступать независимый, беспристрастный и справедливый суд. Нередко конституционные тексты создают впечатление того, что основополагающая идея о публичной власти, служащей человеку, уступала место саморегулированию самой публичной власти, детальной проработке ее структур, ее полномочий, компетенции и т. д.
Ситуация начинает радикально меняться лишь после второй мировой войны. На первый план отныне выходят проблемы не только гарантии и реализации естественных прав и свобод, под которыми понимаются прежде всего личные права и свободы, но и проблема защиты социальных, экономических и культурных прав и интересов людей. Начинают вырисовываться новые подходы к самой проблематике конституционного права, и если еще в недавнем прошлом его основное назначение виделось в регулировании осуществления публичной власти, то отныне социальное назначение конституционного права начинает трактоваться иначе. Соответственно уточняется и вопрос о предмете конституционного права.