Печать
PDF

Глава 11. Право в системе нормативного регулирования

Posted in Теория государства и права - С.А.Комаров,А.В.Мальков Теория государства и права

 

1. Понятие системы нормативного регулирования

В повседневной жизни каждого человека нередко возника­ет вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе гово­ря, как согласовать свои поступки с интересами общества, госу­дарства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, жела­тельном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.

Следует напомнить, что система нормативного регулиро­вания не совпадает полностью с юридической (правовой) над­стройкой. Юридическая (правовая) надстройка — это совокуп­ность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.

Система социальных норм выступает лишь частью систе­мы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений.

Система нормативного регулирования — это совокупность социальных норм, регламентирующих поведение людей в об­ществе, их отношения между собой в рамках объединений, кол­лективов, и социально-технических, регламентирующих их взаи­моотношения с природой. Система нормативного регулирова­ния обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений. Социально-технические нормы указыва­ют, как человек должен обращаться с орудиями труда, маши­нами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Сле­дует отметить, что пренебрежение техническими нормами мо­жет привести к тяжелым последствиям и именно с необходи­мостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем раз­вития производительных сил и регулируют целесообразное по­ведение человека в таких несоциальных образованиях, как при­рода, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития обще­ственно-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение че­ловека, они создаются коллективами людей.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стре­мится получить, освоить, и поэтому обменные отношения при­обретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельно­стью, становятся привычными эталонами социального пове­дения.

Объективный характер социальных норм определяется сле­дующими обстоятельствами:

1)  социальные нормы возникают из объективной потребно­сти общества в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2)  норма возникает в процессе человеческой деятельности, субъективно обусловленной способом производства;

3)  норма неотделима от отношений обмена, характер кото­рых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения лю­дей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обуслов­лены экономическим базисом общества.

По способам установления и обеспечения они классифици­руются на нормы права, нормы морали (нравственности), обы­чаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций и других юридических лиц). Такое деление в юридической ли­тературе считается общепризнанным.

Есть и иные критерии классификации социальных норм: по способам образования (складываются стихийно или созда­ются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма). Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включен­ными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и на преобразо­вание.

 

2 Соотношение норм права и норм морали

 

Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни? Вспомним, что под нормой права пони­мается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняе­мое государством.

Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение усло­вий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способ­ствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же вре­мя оно само под влиянием морального фактора постоянно обо­гащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора об­щественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль — дополняющие друг друга средства со­циального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный харак­тер. В действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее характерными чертами взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиле­ние согласованного воздействия на общество. В процессе совме­стного регулирования общественных связей возникает качест­венно новое явление — морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и ак­тивно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обос­нованность.

В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права: во вновь создавае­мых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значимость морали в ходе применения правовых норм: каналы усиления ее воздейст­вие — рост культурного уровня работников правоприменитель­ных органов, рост их профессионального мастерства, опыт реа­лизации моральных требований.

Главные общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призва­ны быть регулятором поведения человека, общественных отно­шений;

право и мораль основаны на единстве социально-экономи­ческих интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Далее остановимся на их отличительных чертах и свойст­вах. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организован­ного общества. Право состоит из норм, установленных и санк­ционируемых в определенном порядке компетентными государ­ственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явле­нием; в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть системати­зированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им; содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Мораль­ные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осу­ждает все виды обмана и лжи (включая использование шпарга­лок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошен­ничество).

Отличие норм права и морали проявляется также и в ха­рактере гарантий их осуществления. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан доб­ровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гаран­том морали выступает совесть человека, а внешним — сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.

Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, кото­рое определяет меру соответствующего морального воздейст­вия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкрет­ные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. Если же совершено правонару­шение, соответствующие государственные органы обязаны при­нять меры, предусмотренные законодательством.

Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, преступившего за­кон, особенно уголовный, но с правовой точки зрения безраз­лично, какими мотивами руководствовался человек в конкрет­ном случае, если его поведение по своим результатам является правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат даль­нейшее развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования человеческой деятель­ности.

Для морали и права характерно единство, которое выра­жается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимо­проникновение сказывается в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов соци­альных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как: а) влияние морали на формирование права; б) влияние права на формирование нравственных норм; в) охрана правом мораль­ных норм; г) использование нравственных норм при примене­нии права. Мораль — необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает. При этом взаимо­действие правовых и моральных факторов в жизни общества должно постоянно усиливаться; чем лучше будет налажено это взаимодействие, взаимная поддержка, а не поглощение права моралью, тем успешнее будет движение общества по пути про­гресса.

Между правом и нравственностью могут быть и противо­речия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о причинах этого явления решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие — влиянием иных частей надстройки, формальной определенно­стью правовых норм.

Возникающие время от времени противоречия между от­дельными правовыми и нравственными нормами объективно отражают диалектику развития правового и нравственного ре­гулирования. Эти противоречия преодолеваются как путем вы­работки новых нравственных принципов и норм в ходе разви­тия общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Единство социальной сущности и содержания принципов права и моральных убеждений приводит к созданию единой для всего общества моральной основы реализации правовых норм, так как все его слои глубоко заинтересованы в неуклон­ном соблюдении закона, видят в укреплении законности и пра­вопорядка нравственный долг каждого члена общества, обще­ственных организаций и государства.

Ряд правовых норм непосредственно нацелен на охрану моральных интересов общества. Таковы, например, нормы гра­жданского и семейного права о защите чести и достоинства гра­ждан и организаций, о защите интересов правильного воспита­ния детей в семье, вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения. Ряд норм уголовного права, устанавли­вающих ответственность за хулиганство, оскорбление и клеве­ту, охраняет нравственные интересы общества и его членов-

Закономерность развития права и нравственности состоит в том, что постепенно на базе единства правовых требований и моральных убеждений происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных норм.

Сближение права и нравственности выражается в пере­плетении методов воздействия правовых и моральных норм. Так, если возрастает роль убеждения и воспитания, то сужается сфера действия принуждения, в том числе наиболее острой ее формы — уголовного наказания. Уголовное, уголовно-процес­суальное, уголовно-исполнительное законодательство предусмат­ривает возможность применения мер общественного воздейст­вия за совершенные впервые нетяжкие преступления.

Однако сближение права и нравственности на современ­ном этапе вовсе не означает ослабления принудительной сторо­ны правовых норм. Правовые нормы обязательны для всех, не­зависимо от моральных убеждений. Если этих убеждений ока­зывается недостаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона, государственные органы вправе и должны применять все необ­ходимые меры принуждения к тем, кто поступает вопреки пра­вовым требованиям.

Социальные нормы, которые регулируют деятельность че­ловека, во многом зависят от его профессии. Особо следует ска­зать о моральных нормах профессиональной деятельности юри­ста. Профессия юриста имеет свою специфику. Его призвание — осуществлять интересы государства, воспитывать у челове­ка уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нару­шивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедливость — вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его при­менять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитании кадров правоохранитель­ных органов, строго следить за тем, чтобы на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались нравственно безупречные люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обо­стренным чувством справедливости.