Печать

Тема 3. Русская Правда и формирование феодального законодательства Древнерусского государства

Posted in История РФ - История восточных славян (О.Э. Проценко)

Тема 3. Русская Правда и формирование феодального законодательства Древнерусского государства

1. История создания Русской Правды.
2. Сельская община на Руси по Русской Правде.
3. Русская Правда о категориях населения.

Источники и литература

Русская Правда (любое издание).
Тихомиров М.Н. Пособие для изучения Русской Правды. -М.: Изд-во МГУ, 1953.
Греков Б.Д. Киевская Русь. - М.: Госполитиздат, 1953. -Гл. 3-5.
Зимин А.А. Холопы Древней Руси // История СССР. -1965. - № 6.
Зимин А.А. Холопы на Руси с древнейших времен до конца XV века. - М.: Наука, 1973.
Ключевский В.О. Соч.: В 9 т.- М.: Мысль, 1987. - Т. 1. Курс русской истории. - Лекц. XIII - XIV.
Скрынников Р.Г. История Российская IX - XVII в. - М.: Изд-во “Весь мир”, 1997.
Смирнов И.И. Очерки социально-экономических отношений Руси XII - XIII в. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.
Черепнин Л.В. Общественно-политические отношения в Древней Руси и Русская Правда // Древнерусское государство и его международное значение. - М.: Наука, 1965.

Русская Правда - сборник судебных установлений Древнерусского государства, действовавших на Руси в XI - XIII в. Сохранилось свыше 100 списков (рукописный текст, восходящий к письменному оригиналу) Русской Правды. Так как они различны по времени возникновения, объему и содержанию, то их можно сгруппировать в три основные редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда. Каждая из редакций - это самостоятельный памятник, отражающий определенный этап в развитии русского законодательства.
Слово “правда” имеет несколько значений. Оно употреблялось в смысле истины, правосудия, суда. В данном случае “правда” означает “закон”.
Русская Правда Краткой редакции сохранилась в двух списках - Академическом и Археографическом - и помещена в Новгородской летописи после известия о победе Ярослава Мудрого над киевским князем Святополком Окаянным. По своему составу эта “грамота Ярослава” представляет собой компиляцию, включая Древнейшую Правду, названную в оригинале “Правдой Роськой” (первые 17 статей), за ней идет “Правда установлена Руськой земли” сыновей Ярослава Мудрого (статьи 18 - 41), а после Правды Ярославичей - “Покон Вирный” (устав вирнику - сборщику вир) и, наконец, “Устав Мостьников” - о плате мастерам за ремонт старого или постройку нового моста. Правда Ярославичей, по предположению академика М.Н.Тихомирова, была составлена в связи с волной народных восстаний, прокатившихся по стране в 1068 - 1071 г. С событиями 1113 г. в Киеве связано и появление знаменитого “Устава Владимира Мономаха” (статьи 53 - 121), вошедшего в Пространную Правду.
По Русской Правде хорошо просматривается социальная структура общества, хотя здесь и не все ясно. Многие исследователи считали, что основным крестьянским населением страны были смерды. Русская же Правда, говоря об общинниках, постоянно употребляет термин “люди”.
Значительное место закон уделяет рабам. Они были известны под разными названиями - челядь (челядин), холоп (роба). В XII в. из широкого понятия “челядь” выделяются два новых: “закуп” и “обельный”, т.е. “полный”, холоп. Определите по тексту документа источники обельного холопства. “Холоп обельный” противопоставляется в XII в. “холопу” вообще. Термин “холоп” типичен для Пространной Правды. Видимо, новый термин “холоп” какое-то время существовал с прежним - “челядин”.
Часто упоминается “закуп” - разорившийся дружинник, пошедший в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он получал какую-то ссуду (купу) и работал в счет процентов с суммы долга. Вернув купу, он мог, теоретически, выкупиться на волю.
Русская Правда называет еще некоторые категории населения - рядович (работающий по ряду - договору) и изгой. По мнению В.Б.Кобрина, изгой - это человек, лишившийся своего социального статуса. Так, князьями-изгоями называли князей, не имевших собственного княжества. Изгои Русской Правды - это, видимо, люди, порвавшие со своей общиной, а также, возможно, холопы, отпущенные на волю.
В источниках содержится немало упоминаний о древнерусской общине - верви. Это была, видимо, уже не родовая община. В ней выделялись отдельные экономически самостоятельные семьи: Русская Правда подробно разбирает случаи, когда община помогает попавшему в беду своему члену, а когда он сам должен платить, “а людем не надобе”. Найдите эти статьи. Русская Правда в основном регламентировала отношения, возникающие при столкновении общины и княжеского (боярского) хозяйства. Иными словами Русская Правда достаточно односторонне позволяет судить об общине. Сама же вервь, по мнению В.Б.Кобрина, продолжала жить по нормам обычного права и не испытывала в отличие от недавно возникшего феодального землевладения потребности в кодификации. Почему?
Защищая жизнь и имущество знатных людей, закон предусматривал штрафы, разоряющие всю общину. Почему все виры в законах Ярослава измеряются на вес серебра? Что еще, судя по Русской Правде, служило жителям Киевской Руси в качестве денег?
При изучении Русской Правды необходимо учитывать, что все печатные издания ее являются результатом научной археографической обработки. В подлинниках Краткой Правды текст написан сплошь, без разделения на слова и статьи. В Пространной Правде некоторые статьи имеют заголовки, выделенные киноварью. Но эти заголовки далеко не всегда раскрывают содержание помещенного под ними текста. Все это крайне затрудняет чтение и понимание документа. Поэтому исследователи при издании текста сделали свою разбивку на статьи. Следует, однако, иметь в виду, что по вопросу о разделении на статьи ученые не пришли к единому мнению. Поэтому в разных изданиях один и тот же список Русской Правды насчитывает разное число статей. Имеются расхождения в транскрипции отдельных слов, в расстановке знаков препинания, а следовательно, и в понимании текста.
Скрынников Р.Г. о Русской Правде
“Летописное известие о том, что Ярослав дал Правду новгородцам, по-видимому, имеет реальную основу. Присутствие князя с войском в Южной Руси само по себе гарантировало безопасность гридней, ябедников и мечников. В Новгороде ситуация была иной. Новгородский посадник и его люди, присланные из Киева, должны были обеспечить сбор дани в пользу Киева. При любом удобном случае новгородцы старались порвать зависимость и прекратить уплату дани. Ярослав много лет княжил в Новгороде и сам отказался платить дань отцу - киевскому князю. Давая Правду Новгороду, Ярослав ставил под защиту нового закона своих людей в Новгороде и одновременно старался внушить новгородцам, что перед лицом закона все равны. В списке лиц, попадавших под действие статьи о 40 гривнах штрафа, вслед за изгоями записаны “словене”. Под словенами законодатели подразумевали ильменских словен - жителей Новгородской земли. Закон защищал не все новгородское население. За смердов - сельских “словен” полагался небольшой штраф. В то же время Правда “нарочитых мужей” (знать славянского происхождения - О.П.), воинов из новгородской тысячи и пр., приравнивала к русинам из Южной Руси”.