Глава 4. АВТОРСКОЕ ПРАВО В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) - Страница 4
Авторское право - Авторское право в издательском бизнесе и СМИ

 

§ 4. Интервью как объект авторского права

Согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ допускается существование произведений в устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и в иной подобной форме).

В связи с этим устные выступления, в том числе в форме ответов на записки и устные вопросы из зала, относят к объектам авторского права. Однако следует учитывать, что такие ответы не будут объектами авторского права в том случае, если содержат лишь сообщения, "имеющие характер простой пресс-информации". Данное правило закреплено в п. 8 ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.

Кроме того, п. 6 ст. 1259 ГК РФ устанавливает, что к объектам авторского права не относятся сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписание движения транспортных средств и т.п.).

Сложно спорить с тем, что публичные ответы лица, занимающегося творческим трудом, являются результатом творческой деятельности. Поскольку они носят отпечаток личности автора, их следует отнести к литературным произведениям, выраженным в устной форме. Они представляют собой не просто ответы на вопросы - в них выражено мнение выступающего лица, обработанное его творческим воображением. В данной ситуации надо заметить, что, с одной стороны, публичность, а с другой - творческий статус отвечающего заставляют его каждый раз стремиться к оригинальности и афористичности ответов.

Например, слова писателя Б.Ш. Окуджавы, что "о качестве аудитории можно судить по количеству записок" многие воспринимают как афоризм, т.е. литературное произведение, следовательно, оно должно охраняться авторским правом в соответствии со ст. 1267 ГК РФ.

Однако пока устное произведение не зафиксировано на каком-либо материальном носителе, его практическая защита составляет довольно сложную задачу. Вместе с тем вне зависимости от возможных практических трудностей доказывания правовая охрана устных произведений гарантируется государством и закрепляется в законе. Указанное обстоятельство можно подтвердить тем, что, например, искажение устного произведения при цитировании может стать предметом обращения в суд о защите личных неимущественных прав автора, если такое искажение нанесло ущерб его чести и достоинству. Аналогично может послужить поводом к обращению в суд и не санкционированное автором или его правопреемником опубликование подобных устных произведений.

Устные ответы могут быть зафиксированы на магнитной ленте, благодаря чему они становятся литературным произведением, выраженным уже не в устной форме, а в форме фонограммы. При этом авторские права на соответствующие произведения сохраняются за их автором. Законодатель не дает каких-либо оснований полагать, что изготовитель фонограммы приобретает те или иные права на зафиксированное произведение.

Вместе с тем если в статье, книге или на фонограмме содержатся не только ответы опрашиваемого, но и тексты некоторых вопросов, то данный случай в определенной степени можно рассматривать как некий аналог интервью. По вопросу об авторском праве на интервью в юридической науке сложилось единое мнение, которое можно охарактеризовать следующим образом: авторские права на интервью принадлежат лицу, давшему интервью, и лицу, проводившему интервью, как соавторам, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Использование интервью допускается лишь с согласия лица, давшего интервью. Данная проблема становилась предметом дискуссий на различных конференциях <35>.

 

<35> Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России: Материалы международной научно-теоретической конференции. Труды по интеллектуальной собственности. Том I. М.: ИМПЭ, 1999. С. 69.


Таким образом, можно сказать, что под признаки охраняемого авторским правом произведения попадают и интервью, несмотря на то что они прямо не указаны в перечне охраняемых произведений.

Интервью - это один из жанров журналистики. Оно является особым видом произведений, созданных в соавторстве. Авторские права в такой ситуации принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившему его. Их рассматривают в качестве соавторов, если договором между этими лицами не предусмотрено иное.

Творческое начало присутствует в работе и журналиста, и интервьюируемого. Так, журналист подбирает и формулирует вопросы, а отвечающий определяет содержание и форму ответов. В результате совместными усилиями создается особый вид произведения, который включает две логически выстроенные неразрывные части. Однако, как отмечалось выше, использование интервью в той или иной форме возможно лишь с согласия лица, давшего интервью.

В то же время, несмотря на кажущуюся простоту, вопрос об авторстве на интервью представляет определенную сложность и не предполагает однозначного ответа. Это связано с тем, что журналист делает свой творческий вклад, который состоит прежде всего в подборе, последовательности и формулировке вопросов. В ряде случаев журналист не только спрашивает, но и сам констатирует, комментирует те или иные факты, задавая тон всему интервью в целом и направляя опрашиваемого на развитие одной определенной мысли или ее оспаривание. Кроме того, часто в круг задач журналиста входит необходимость придания ответам собеседника надлежащей литературной формы, освобождение их от ненужного балласта и иное, в связи с этим творческое участие журналиста в создании интервью бесспорно. В то же время интервьюируемый может ограничиваться лишь пассивными ответами на вопросы, которые ставит ему интервьюер, и не играть в интервью необходимой активной роли. Соответственно, его вклад не может носить творческого характера, следовательно, не может выступать основанием для претензий на авторство. В данном случае интервьюируемый вправе требовать только защиты его ответов от искажения при опубликовании.

Помимо этого, он может рассчитывать на единовременное вознаграждение за интервью, если это было предусмотрено соглашением сторон предварительно. В иной ситуации, когда интервьюируемый внес творческий вклад в создание интервью, выраженный, например, в совместной с журналистом работе над композицией интервью, в оригинальной формулировке ответов, имеются все основания для признания его соавтором данного литературного произведения. В соответствии со сложившейся практикой подобное соавторство, как правило, оформляется подписью журналиста и визой интервьюируемого.

Оригинальная форма, тщательно продуманная композиция и индивидуальный стиль интервью - основные условия предоставления охраны таким произведениям по авторскому праву.

Теория и практика гражданского права не только России, но и зарубежных стран все большее внимание уделяют проблематике авторского права. В частности, в законодательстве Украины произошли определенные изменения в указанной сфере, которые были вызваны, во-первых, принятием нового Гражданского кодекса Украины, а, во-вторых, изменениями и дополнениями, внесенными в Закон Украины "Об авторском праве и смежных правах".

Что касается прав авторов на интервью, то ст. 13 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" была дополнена ч. 3, согласно которой соавторством также признается право на интервью.

Соавторами в данном случае выступают, с одной стороны, лицо, которое дает интервью (отвечает на поставленные вопросы), с другой - лицо, которое берет интервью (готовит и задает вопросы). Аналогично с российским законодательством закрепляется правило, по которому опубликование записи интервью допускается лишь по согласию лица, которое дало интервью.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что интервью - это предназначенный для опубликования в печати, передачи по радио, телевидению разговор журналиста с политическим, общественным, любым другим деятелем или человеком, информированным по вопросам, поставленным интервьюером (под данное понятие подпадает и пресс-конференция).

Таким образом, интервью можно рассматривать и как встречу, в результате которой писатель, репортер или комментатор получают от собеседника необходимую ему информацию, которая в последующем поступает в печать и доводится до всеобщего сведения.

Подпункт 4 п. 1 ст. 1274 ГК РФ устанавливает случай свободного использования произведения. В частности, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их опубликование в сборниках.

В данной ситуации предметом регулирования выступают публично произнесенные политические речи, обращения, доклады и иные аналогичные произведения. Под категорию аналогичных произведений подпадает и интервью политических деятелей, приветственные обращения к конференциям, съездам и др. Согласно ст. 1274 ГК РФ они могут быть свободно воспроизведены в прессе, переданы в эфир, сообщены по кабелю, но только при соблюдении условия, что данное воспроизведение будет осуществляться в объеме, оправданном информационной целью. Как правило, в таких случаях используются отдельные отрывки, но не стоит исключать и возможность использования произведения полностью.

Интервьюируемый также обладает (как соавтор) определенным кругом прав, закрепленных гражданским законодательством. Нет необходимости повторять основные личные неимущественные и имущественные права автора (ст. ст. 1265 - 1270 ГК РФ). Однако следует оговорить некоторые моменты, связанные с реализацией отдельных правомочий. Например, интервьюируемый может по своему желанию запретить печатать некоторые его ответы или конкретные высказывания, может внести соответствующую корректировку в материал. Так, нельзя считать цензурой требование должностного лица, являющегося автором статьи или давшего интервью журналисту, о согласовании с ним итогового текста материала.

Кроме того, требование закона о получении предварительного согласия интервьюируемого на публикацию интервью не пустой звук.

В случае несоблюдения данной нормы лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Пример.

Известная актриса Марлен Дитрих предъявила иск к газете в связи с публикацией интервью актрисы, в котором она рассказывала о своем жизненном пути. На самом деле актриса не давала интервью и не разрешала публикацию сведений о своей жизни. Несмотря на то что содержащиеся в публикации сведения соответствовали действительности и в основном были уже известны публике, парижский суд счел публикацию недозволенным вмешательством в частную жизнь и вынес решение в пользу истицы, взыскав с ответчика 1,2 млн. франков. Причиной такого высокого взыскания послужило то, что актриса одновременно с компенсацией морального вреда потребовала возмещения упущенной выгоды, поскольку, по ее утверждению, она сама собиралась опубликовать собственные мемуары, а в результате неправомерных действий ответчика вынуждена была отказаться от этого намерения <36>.

 

<36> Эрделевский А.М. Компенсация морального вреда: анализ и комментарий законодательства и судебной практики. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.


Таким образом, можно сделать вывод, что интервью является объектом авторского права и охраняется наравне с остальными произведениями гражданским законодательством. В его создании участвуют два лица (в отдельных случаях возможно и большее количество людей, например пресс-конференция), следовательно, они рассматриваются в качестве соавторов. Особенности самого интервью как произведения определяют и специфику защиты прав интервьюера и интервьюируемого, что играет значительную роль в правоприменительной деятельности.