Печать

Раздел III. Основы конституционного строя Глава 6. Гуманистические основы конституционного строя

Posted in Конституционное право - М.В.Баглай Конституционное право РФ

 

§ 1. Понятие конституционного строя

Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным поряд­кам — иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие «конституционный строй» включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное — государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.

Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституци­ей, называется конституционным строем. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, по­мимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неот­вратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.

Установление конституционного строя начинается с опреде­ления принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Общество свободных людей (гражданское об­щество) как бы указывает государству на его обязанность слу­жить человеку и предъявляет определенные требования в отно­шении организации и пределов государственной власти.

Значение гл. I Конституции исключительно велико. По суще­ству, именно здесь формулируется гуманистическая направлен­ность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т. е. установления тотального государственного контроля за об­щественной жизнью. Принципы организации государства закреп­ляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фунда­мент конституционного строя, а конкретно раскрываются в по­следующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственно­сти, разделение властей и др.).

Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорит­ся, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Россий­ской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.

Из содержания норм, входящих в гл. «Основы конституцион­ного строя», прежде всего следует обязанность государства охра­нять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к госу­дарству. В этой главе также закрепляются форма правления и об­щие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного ро­да норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, явля­ется ли то или иное государство конституционным или нет.

Конституция РФ не только объявляет положения гл. 1 осно­вами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135 основы конституци­онного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собра­нием. Это может сделать только Конституционное Собрание, со­зываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержа­но тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Феде­рации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное ус­ложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.

Нормы-принципы, включенные в гл. «Основы конституцион­ного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:

1)       гуманистические основы конституционного строя;

2)       основные характеристики Российского государства;

3)       экономические и политические основы конституционного строя;

4)       основы организации государственной власти.

Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрыва­ются и даже как бы дублируются в различных главах Конститу­ции.

Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории «конституционное государ­ство», обычно не пользуется термином «основы конституционно­го строя». Такой специальной главы нет в конституциях США, ФРГ, Японии. В конституциях некоторых стран встречаются краткие главы: «Основные принципы» (Италия), «Общие поло­жения» (Швейцария), «О суверенитете» (Франция). Но независи­мо от того, содержатся или не содержатся в основном законе специальные главы об основах конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах консти­туции, в специальных законах или признаются судебной практи­кой во всех цивилизованных странах. Конституция РФ включает отдельную главу об основах конституционного строя, скорее все­го, с целью укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется переход от тоталитарного го­сударства к демократическому.

Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, кото­рые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строи­тельстве. Человек, гражданин, народ — таковы главные дейст­вующие лица, которыми и во имя которых создается конституци­онный строй.


§ 2. Человек, его права и свободы — высшая ценность

Гуманизм — своеобразный суперпринцип всего конституци­онного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свиде­тельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек — государство», при котором государство бе­рется за решение основных вопросов жизнеобеспечения, а чело­век превращается в винтик большой государственной машины по всеобщему «осчастливливанию». Этот подход нивелировал лю­дей, перекрывал пути к раскрытию всего потенциала человече­ской личности. Государство не только не считало себя обязан­ным охранять права и свободы человека, но ущемляло и отвергало их во имя навязываемых идеологических целей. Главной целью жизни провозглашалось служение государству и общест­венным интересам, что на деле оборачивалось установлением диктатуры.

Новая российская государственность радикально меняет отно­шения личности и государства. Не человек создан для государст­ва, а государство для человека — таков теперь главный принцип их отношений. В этом состоит гуманистическая сущность Кон­ституции и всего нового конституционного права России. При этом акцент делается не на коллективном пользовании правами, как это было свойственно тоталитарному государству, а на инди­видуальном выборе образа действий. Безусловно, коллективизм необходим для достижения определенных целей, но, понимае­мый с чрезмерным универсализмом, он в состоянии подавить инициативу и способности отдельного человека, привести к цар­ству серости и посредственности. А индивидуализм, напротив, раскрывает потенциал общества, и задача права — содействовать проявлению энергии каждого человека.

Приоритет человека перед государством позволяет осознать место человека в гражданском обществе. Это место не определя­ется государством, оно неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы. Гражданское общество тем и отличается от общества тоталитарного типа, что оно развивается на основе саморегулирования, т. е. не нуждается в тотальной регламентации со стороны государства. Государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные ин­тересы. Такое понимание соотношения человека, общества и го­сударства подчеркивает гуманистическую сущность конституци­онного строя.

Выражение «высшая ценность» — это не юридическая, а нравственная категория. Но когда она попадает в конституцион­ный текст, то превращается в категорию правовую, т. е. в обяза­тельное правило для всех членов общества, как облеченных, так и не облеченных властью. Последующие главы Конституции, и особенно гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина», подчи­нены этому суперпринципу, раскрывают и детализируют его. В ст. 18, например, провозглашается, что права и свободы чело­века и гражданина «определяют смысл, содержание и примене­ние законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,  местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Отсюда следует, что все ветви власти, все звенья государст­венного механизма служат главной цели: обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Во всех случаях их столкновения с принципом целесообразности при решении того или иного во­проса приоритет должен отдаваться правам и свободам.

Основные обязанности государства в этой сфере сводятся к признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гра­жданина.

Признание означает закрепление в Конституции и законах все­го объема прав и свобод, предусмотренных общепризнанными нормами международного права, а также неотъемлемых прав и свобод, вытекающих из естественного права.

Соблюдение требует от государственных органов не только воз­держиваться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми.

Защита предусматривает действия судебных и администра­тивных органов по восстановлению нарушенного права или не­допущению такого нарушения, а также создание соответствую­щих правовых гарантий.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает, что государство во всех случаях не вправе ограничивать действия людей. Это необходимо для того, чтобы осуществление прав и свобод одними не ущемляло прав и свобод других, не на­носило ущерба обществу. Отделить такую ограничительную, а по существу правозащитную деятельность государственных органов от соблюдения прав и свобод человека часто бывает очень труд­но, но без такой четкой границы деятельность государства грозит выродиться в произвол. Государство, кроме того, должно следить за законопослушанием своих граждан, требуя от них уважения к правопорядку. Конституционная обязанность признавать челове­ка, его права и свободы высшей ценностью реализуется через сложный и разветвленный механизм власти; по существу, в этом механизме участвуют все государственные органы и вся правовая система страны.

Гуманизм конституционного строя отчетливо проявляется в подходе к институту гражданства. Под гражданством понимают правовую связь лица с конкретным государством, которая ведет к установлению взаимных прав и обязанностей, и прежде всего обязанности государства защищать права и свободы данного ли­ца в полном объеме. Разница между правами человека и правами гражданина, может быть, не столь и велика, но только граждан­ство предоставляет права в сфере осуществления государствен­ной власти (например, право избирать и быть избранным в орга­ны государственной власти). Преимущество гражданства также в обязанности государства защищать своих граждан за пределами страны. Следовательно, правовой статус, который предоставляет­ся гражданством, наполнен гарантиями, реализация которых во многом зависит от должностных лиц государства. Это превраща­ет институт гражданства в важную часть проблемы «человек — государство» и ставит его основные положения в разряд основ конституционного строя.

В тоталитарный период человек рассматривался как принад­лежность государства, от которой государство было вправе по своему усмотрению избавиться. В соответствии с таким подходом власти произвольно высылали из страны и лишали гражданства многих граждан, в том числе выдающихся деятелей культуры, за выступления в защиту демократии. Гражданство искусственно увязывалось с ложно трактуемым патриотизмом, вследствие чего зачастую становились невозможными воссоединение семей, из­менение гражданства, выезд за границу.

Ныне положение радикально изменилось. Конституция (ч. 3 ст. 6) установила, что гражданин РФ не может быть лишен сво­его гражданства или права изменить его. Разумеется, в опреде­ленных случаях нельзя обойтись без прекращения гражданства, но основания для этого должны быть ясно указаны в федераль­ном законе. Ни при каких обстоятельствах гражданина нельзя лишать гражданства вопреки его желанию и без законных осно­ваний. Такие основания необходимы и для приобретения граж­данства — государственные органы не должны иметь право без­основательно отказывать людям в их желании принять россий­ское гражданство.

К основам конституционного строя относится также закреп­ленный в ст. 6 принцип равного гражданства независимо от ос­нований приобретения. Это означает, что для полноты прав и свобод не имеет значения стаж пребывания в гражданстве и раз­личие между гражданством по рождению и гражданством приоб­ретенным. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, преду­смотренные ее Конституцией.


§ 3. Суверенитет народа

Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспа­ривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (ХУЛ—ХУШ вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета (означающего верховную власть, независи­мость), разработанное еще в XVI в. Ж. Боденом (Франция) для обоснования безраздельности государственной власти, было ис­пользовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем власти­телям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять.

Позже, в XX в., возникло понятие «суверенитет нации», кото­рое отождествлялось с неким полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания национального государства. По своей природе и скрытому смыслу это не юриди­ческое понятие, ибо ни одно многонациональное государство не станет закреплять «право» на разрушение своего единства. Евро­пейское сообщество, стремясь поставить барьер опасным тенден­циям национализма и сепаратизма, выдвинуло и закрепило в За­ключительном акте Хельсинкского Совещания принцип террито­риальной целостности и нерушимости границ государств Европейского континента. С позиций здравого смысла нетрудно понять, что в многонациональном обществе государство не мо­жет позволить себе быть однонациональным, без риска вызвать национальную рознь. Демократическое правовое государство ис­ключает дискриминацию по национальному признаку и обеспе­чивает гражданам всех национальностей право на реализацию своих национальных культурных интересов. Иное дело — выдви­жение требования независимости со стороны народов в условиях распада федеративных государств. Так, распад СССР, Югославии и Чехословакии привел к независимости каждого из входящих субъектов этих федераций, что получило всеобщее международ­но-правовое признание. В Грузии в связи с ее выделением из со­става СССР возникла межэтническая гражданская война, в ре­зультате  которой  народы Абхазии  и  Южной  Осетии,  реализуя право на самоопределение и опираясь на исторические корни, объявили о своей независимости.

Конституция РФ дает достаточные основания для разрешения противоречия «двух суверенитетов». В ст. 3 говорится: «Носите­лем суверенитета и единственным источником власти в Россий­ской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, следовательно, понимается как единый и неделимый субъект — источник права. Любая нация реализует свои национальные ин­тересы в рамках этого конституционного понятия, она, безуслов­но, защищена от любой формы дискриминации, а тем более уг­нетения со стороны кого бы то ни было. Однако это не означает, что любая нация вправе создать свое государство; суверенитет по смыслу ст. 3 Конституции принадлежит не отдельным частям на­селения, а российскому народу в целом, а следовательно, любые сепаратистские решения окажутся в противоречии с Конституци­ей. Необходимо учитывать, что понятие «многонациональный народ» радикально меняет свое содержание в демократическом обществе с правовым государством. Если в тоталитарном госу­дарстве под разговоры о народовластии были возможны репрес­сии в отношении целых наций, то гуманистическая трактовка понятия «народ» как равных граждан с гарантированными для всех правами и свободами это полностью исключает.

В конституционной теории развитых стран понятия «нация» и «народ» фактически отождествляются. В некоторых конституци­ях о суверенитете народа или нации вообще не упоминается (США), в других закрепляется суверенитет народа (Италия), в третьих есть упоминание о «национальном суверенитете» (Фран­ция), но трактовка этого термина сливается с понятием «сувере­нитет народа». При любых формулировках или их отсутствии считается необходимым признать первоисточник власти, из чего никак не вытекает какой-либо легитимизации сепаратизма или, наоборот, национальной дискриминации.

Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свобода­ми человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущ­ность. Верховную власть народа нельзя себе представить иначе, как власть, осуществляемую отдельными людьми, — здесь коре­нится и определенная возможность манипулирования интереса­ми и волей народа со стороны ложных пророков и потенциаль­ных тиранов. Народ осознает себя носителем суверенитета толь­ко в отдельные периоды общественного развития — лучше, когда это происходит в конституционно обусловленных формах (референдум, выборы), хуже, когда возникают взрывы возмущения против насилия или массовое сопротивление несправедливой власти, чреватые кровопролитием и гражданской войной. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличать реализацию суверените­та народа от эгоистических устремлений к власти опытных дема­гогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени.

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина — самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или народный суверенитет, — это перво­источник власти. Воля народа, выраженная в юридически реле­вантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изме­нения формы государственной власти. В силу естественного пра­ва, заложенного в понятие народного суверенитета, народ вправе оказать сопротивление любой попытке насильственного сверже­ния конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыт­кам узурпации власти и ущемления воли народа, Конституция фиксирует четкий принцип: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение власт­ных полномочий преследуются по федеральному закону» (ч. 4 ст. 3). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталита­ризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмыс­ленно заявляет о своей приверженности конституционным по­рядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконститу-ционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против на­силия — составные элементы народного суверенитета.

Угроза суверенитету народа носит скрытый характер. В наше время трудно представить какую-либо политическую силу, кото­рая бы открыто отрицала его, тем более это верно для политиче­ских движений, основанных на идеях либерализма, неоконсерва­тизма, социал-демократии, которые органически слиты со свобо­дой народа и его полновластием. Однако по-другому обстоит дело с идеологиями левого и правого радикализма, которые на словах признают и возносят народный суверенитет, а на практи­ке стремятся подменить его вождизмом и однопартийной дикта­турой. Следовательно, суверенитет народа нуждается в защите, и эта защита обеспечивается всем конституционным строем госу­дарства.

Право на сопротивление — это «палка о двух концах», а пото­му оно упоминается в конституциях довольно редко. Но такие случаи все же есть: в Основном законе ФРГ прямо записано, что граждане «имеют право на сопротивление каждому, кто попыта­ется устранить этот строй, если другие средства невозможны». Аналогичное право записано в конституционных документах США, Франции и ряда других стран, оно признается как важный элемент естественного права. И в этом своем качестве безуслов­но должно рассматриваться как свойство суверенитета россий­ского народа, хотя Конституция РФ об этом праве не упоминает. Формула Конституции «захват власти преследуется по закону» в значительной мере утопична, ибо трудно себе представить, что­бы, захватив власть, узурпатор не использовал эту власть для от­мены законов, направленных против него. Однако это не может перечеркнуть заложенного в самой Конституции и праве в целом правила: отказ от конституционных форм правления в пользу идеологической целесообразности есть государственный перево­рот, дающий народу основание для использования права на со­противление.

Осуществление власти народа происходит в двух формах: не­посредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Высшим непосредственным выражением власти народа явля­ются референдум и свободные выборы. Право на участие в осу­ществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами РФ (ст. 32 Конституции). Прямое воле­изъявление граждан, как это вытекает из ч. 2 ст. 130 Конститу­ции, возможно и в других формах, хотя они в Конституции не раскрываются. Такими формами являются собрания избирате­лей, собрания граждан какой-то территориальной единицы (села, района), петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или прави­тельства. Наряду с общегосударственными референдумами воз­можны референдумы на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.  Порядок проведения референдумов в Россииской Федерации установлен Федеральным конституционным за­коном «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 30 декабря 2006 г.). Основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме, а также права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления закреплены в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г.

Другая форма непосредственного волеизъявления народа — свободные выборы. Выборы — это участие граждан в формирова­нии органов государственной власти и местного самоуправления путем тайного голосования. Они имеют смысл только тогда, ко­гда являются свободными, предоставляют гражданам возмож­ность выбрать одного из нескольких кандидатов, а их результаты не фальсифицируются. Периодические выборы — важная основа конституционного строя и высшей легитимности власти.

Совокупность правовых норм, регулирующих порядок прове­дения выборов, образует избирательное право, являющееся со­ставной частью (институтом) конституционного права. В Консти­туции РФ отсутствует самостоятельная глава об избирательном праве, в ней закреплены только нормы о выборах Президента, да и то самые основные. Порядок выборов в Государственную Думу определен федеральным законом. Порядок выборов в органы го­сударственной власти субъектов РФ определяется их конститу­циями, уставами, а также законами в соответствии с федеральным законом. Порядок выборов в местное самоуправление устанавли­вается выборными органами местного самоуправления в соответ­ствии с федеральным законом и законами субъектов РФ.

Демократизм избирательного права исключает возможность дискриминации, т. е. отстранения от выборов каких-либо граж­дан или групп, кроме указанных в конституции, — конституци­онный уровень в данном случае необходим, поскольку речь идет об ограничении одного из основных прав граждан. В ряде стран, как еще недавно и в нашей стране, непременными атрибутами демократизма избирательной системы рассматривались право от­зыва депутатов и наказы избирателей. Ныне в Конституции РФ такие положения не предусматриваются.

Сложный и обширный институт избирательного права при­зван обеспечить выявление подлинной воли народа, выражение его суверенитета. Необходимые гарантии гражданам предостав­ляются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации».

Формой опосредованного осуществления власти народа явля­ются органы государственной власти и органы местного самоуправ­ления. Эти органы прямо или косвенно формируются с участием граждан, т. е. на основе выборности или подчиненности выбор­ным органам. Возможность для граждан России выражать свою волю в процессе как формирования этих органов государства, так и их работы закрепляется несколькими конституционными нор­мами. Конституция устанавливает право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Право граждан избирать и быть избранны­ми в органы государственной власти и органы местного само­управления, право обжаловать действия органов власти в суде, равный доступ к государственной службе и ряд других норм слу­жат конкретными гарантиями суверенитета народа в рассматри­ваемой области.

Народное волеизъявление служит базисом деятельности всех ветвей государственной власти, оно интегрировано в право. Разу­меется, народ более непосредственно определяет законодатель­ную власть, поскольку представительные органы напрямую изби­раются гражданами. Однако воля народа остается системообра­зующим фактором также для исполнительной и судебной властей, поскольку они формируются выборными представитель­ными органами или выборным главой государства. Это, разуме­ется, косвенная форма выражения воли народа, но она тем не менее достаточно легитимна.

Остаются, правда, непростые проблемы осуществления кон­троля за деятельностью исполнительных органов и обеспечения независимости судов. Введение для этого бюрократического «на­родного контроля» или прямой выборности судов, как это делали тоталитарные государства, не может дать желаемых результатов. В то же время отсутствие прямой связи с народом ведет к уходу от гласности к злоупотреблениям. Государственный механизм поэтому должен предусматривать определенные меры по контро­лю над исполнительной властью — в условиях парламентской формы правления это прямой парламентский контроль над пра­вительством, в президентской и полупрезидентской республиках контроль обеспечивается главой государства с допущением в оп­ределенной мере контроля со стороны парламента. Специфика судебной системы позволяет обеспечивать независимость и правильность работы судов через кассационное, апелляционное и надзорное обжалование приговоров и решений, а также через от­ветственность за исполнение приговоров и решений, возлагае­мую на исполнительную власть.

Совершенно ясно, что народ, состоящий из многочисленных групп и слоев, не может непосредственно управлять государством с его весьма разветвленным аппаратом, что требует профессиона­лизма. В государственный аппарат входят армия, правоохрани­тельные органы, специализированные учреждения во многих об­ластях. Контроль за деятельностью этих органов и учреждений не может быть всенародным, но может и должен быть демократиче­ским, носить гласный характер, хотя и с допущением разумной и законом обусловленной секретности. Важную роль призваны иг­рать средства массовой информации. Государственный аппарат должен комплектоваться демократическим путем на основе рав­ных возможностей для всех граждан. Строгое соблюдение демо­кратических принципов в формировании и деятельности госу­дарственного аппарата — важная сторона народовластия.

Таким образом, предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепляемыми в Конституции правами граждан, а также соот­ветствующими полномочиями выборных органов государства.