Печать

Тема 6. Основные понятия о праве

Posted in Теория государства и права - Теория государства и права (Ж.Б. Доржиев)

Тема 6. Основные понятия о праве

6.1. Понятие и признаки права
6.2. Сущность права
6.3. Принципы права
6.4. Юридические презумпции и фикции
6.5. Право и экономика
6.6. Право и политика
6.7. Социальная ценность права
6.8. Источники (формы) права
6.9. Социальное назначение и функции права
6.10. Типология права

6.1. Понятие и признаки права

В современной юридической науке термин “право” используется в нескольких значениях:
1. Правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.
2. Под правом понимается система юридических норм. Это - право в объективном смысле, т.к. нормы создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин “право” в словосочетаниях “российское право”, “трудовое право”, международное право” и т.д.
3. Этот термин обозначает официально-признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Например, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущества, организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.
4. Термин “право” используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смыслах. А его синонимом выступает термин “правовая система”
Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т.д. В каком смысле употребляется термин “право” в каждом случае, следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.
5. Термин “право” употребляется также в неюридическом смысле. Существуют моральные права членов общественных объединений, партий, союзов; права, возникающие на основании обычаев и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.
В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки права, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи выражаются в его признаках.
Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, средство, инструмент, а свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора, а также от тех конкретных исторических условий, в которых автор выдвигал свое видение права и тех целей и задач, которые стоят перед обществом и государством.
Широко известно определение права, данное К.Марксом и Ф.Энгельсом в “Манифесте Коммунистической партии”. Воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, не господствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получило негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.
Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонской и ро-мано-германской) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что она отражает нормативно-определенную, гарантированную государством меру свободы личности. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение. Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений следующие.
1. Нормативность. Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера. При помощи каждой правовой нормы государство способно урегулировать поведение неопределенного круга лиц, и они рассчитаны на неопределенное число жизненных ситуаций.
Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими нормами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т.д. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами.
Нормы права следует расценивать как “рабочий инструмент”, с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права - произвол и беззаконие.
Нормативность в правовой сфере - это не просто формирование типичного правила, а нечто больше - гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.
Формально нормативность выражена в позитивном праве, законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.
2. Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения реальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества отдельных лиц и организаций. Однако эти потребности, интересы и цели обьгано противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума.
Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью; реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при “участии” сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
3. Общеобязательность. Общеобязательность (иногда нормативность называют общеобязательностью, желая подчеркнуть, что норма права не только общего, но и обязательного характера) показывает, что нормы права обязательны для всех членов общества, поэтому с помощью норм права можно урегулировать поведение всех членов общества. Право - это система общеобязательных правил поведения, т.е. нормы позитивного права, в отличие от других социальных норм, обязательны для всех членов общества. Это специфический признак права, отличающий его от иных норм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д.
4. Гарантированность. Гарантированность права (это свойство наиболее присуще праву, поскольку право гарантировано государством). Государство является самым мощным гарантом права. В принципе государство может добиться безусловного и неукоснительного соблюдения и исполнения правовых норм.
Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения; представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности, в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба). Во-вторых, в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.). Государственное принуждение - это фактор, позволяющий четко разграничить право и обязанность, т.е. сферу свободы и ее границы.
5. Формальная определенность. Нормы права, как правило, имеют письменную форму и закреплены в определенных документах, именуемых нормативно-правовыми актами. Это делает нормы права четкими и определенными правилами поведения, т.е. из содержания правовых норм мы без труда узнаем, как регулируются те или иные общественные отношения, какими правами и обязанностями обладают и могут обладать участники этих отношений. Это свойство, также выражает связь с государством. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственны другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обьгаая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обьгаая. В результате на основе норм и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права и обязанности субъектов.
Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой - содержание права создается обществом, форма права - государством.
6. Системность. Право это единая система норм в масштабах всего государства. Нормы, составляющие позитивное право находятся друг с другом в тесной связи и взаимозависимости. Поэтому право способно единообразно регулировать общественные отношения в масштабах всей страны. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три структурных элемента - на естественное, позитивное и субъективное право, которые представляют системное единство. Первый элемент - естественное право, состоящее из социально-правовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права - права человека, или, иначе говоря, возможности которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент - позитивное право. Это - законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное признание социально-правовые притязания социальных групп. Третий элемент - субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право; оно утрачивает свойства эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают; блага человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания переходят в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее, гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверно, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено, которыми защищено.
Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника - формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать иллюзию того, что субъективное право - “дар” государства, законодателя, благо, отпущенное сверху. Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным. Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон.

 


 

6.2. Сущность права

В вопросе о сущности права существуют два основных подхода, которые мы затрагивали в предыдущем параграфе: классовый и надклассовый (общесоциальный).
1. Классовый подход выражен в марксистско-ленинской теории. До не давних пор сущность права рассматривалась только с марксистско-ленинских позиций. Марксистско-ленинское понимание сущность права базировалось на определении, данном в “Манифесте Коммунистической партии” (1848 г.). В этом документе Маркс и Энгельс, обращаясь к буржуазии, писали: “Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса”. Данное положение было положено в основу марксистско-ленинского понимания сущности права, и советская ТТЛ, исходя из этого положения, определяла право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса.
Таким образом, право рассматривалось как (сторонники марксизма-ленинизма выделяли следующие признаки, характеризующие сущность права):
а) право есть воля, т.е. целенаправленный интерес;
б) право - это не просто воля, а классовая воля, воля определенных классов (отсюда вытекал классовый характер права; право - классовое явление);
в) право - это классовая воля, возведенная в закон, т.е. получившая общеобязательное значение, навязанная всему обществу. Возвести в закон волю - это, значит, сделать её обязательной для всех. Таким образом, воля одного становится законом жизни всего общества;
г) право - это воля, обусловленная, в конечном счете, экономическим базисом общества (согласно марксизму-ленинизму именно производственные отношения определяют общественные отношения). В марксистско-
ленинском понимании право является орудием классового господства.
2. Надклассовый. Современное право нельзя рассматривать с классовых позиций, т.к. современное право перестало быть орудием классового господства (борьбы). На сегодняшний день право выступает, как орудие социальных компромиссов и направлено на достижение согласия в обществе, оно пытается выразить и защитить общие интересы. Согласно мнению проф. Алексеева С.С, право - это явление культуры, оно вбирает в себя все достижения цивилизации, и, в первую очередь, впитывает в себя идеи нравственности, право базируется на определённых нравственных началах.
Представители нравственного (естественно-правового) подхода видят сущность права в мере свободы, мере справедливости.
Марксистско-ленинская трактовка не раскрывает богатства содержания права, т.к. любая правовая система отражает не только классовую волю, но вбирает в себя всё богатство достижений данной эпохи.
Право - единственный и мощный регулятор общественных отношений, и оно действительно может выступать орудием классового господства. Но только ли это составляет сущность права? Наука старается обогатить себя достижениями различных теорий, синтезировать их. Подходы в понимании права сводятся к различным пониманиям сути права. Таким образом, право можно рассматривать как ведущий регулятор общественных отношений, орудие социального управления.
Надклассовый подход в понимании сущности права выражен в различных немарксистских теориях: естественного права, юридического позитивизма, солидаризма, нормативизма, социологической юриспруденции, психологической теории права. Все эти теории по-своему объясняют сущность права.
В современной отечественной ТТЛ сущность права рассматривается по-разному. Одни исследователи считают, что сущность права имеет две стороны: классовую и общесоциальную. В различные исторические эпохи на первый план выступает либо классовая, либо общесоциальная сторона.
Другие исследователи полагают, что в прошлом право носило классовый характер, современное же право утратило классовый характер и превратилось, как и государство, из орудия классового господства в орудие социальных компромиссов. Общесоциальная сущность права выражается в том, что оно служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, а общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Так, право - это не просто свобода, а свобода, защищенная и гарантированная от посягательств.

 


 

6.3. Принципы права

Важнейшим инструментом теоретического анализа отрасли права, ее предмета, метода, отраслевого механизма правового регулирования и правовой системы в целом является понятие принципа права.
В марксистско-ленинской теории права этой теме придавалось центральное значение: авторы ни одного учебника или учебного пособия не могли обойтись без освещения “принципов социалистического права” На наш взгляд, такая ситуация сложилась в связи с пониманием правовых принципов как руководящих, основополагающих идей, закрепленных в праве. Предельная идеологическая “накачка” этой темы в прежние времена приводила к повышенному вниманию к ней, к ее фетишизации. Отсутствие же такой “накачки” дало обратный эффект. При этом не следует сбрасывать со счетов и сложности с содержательной характеристикой принципов современного права.
Как основополагающие идеи, начала, тем или иным образом выраженные в праве, правовые принципы трактуются и до сих пор (см. например: Общая теория права: Курс лекций / Под общей ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 2001. С. 128; Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М, 2001. С. 163-164). Таким образом, существующая в нашем правоведении теория правовых принципов сводится к тому, что принцип права - это основополагающая идея, исходное (руководящее) начало, тем или иным образом зафиксированное в праве.
Сегодня проблема, на наш взгляд, состоит в другом: принципы права понимаются весьма однобоко, развитие их понятия остановилось на месте, оно не отвечает общему уровню развития правовой теории и тормозит решение связанных с ним теоретических вопросов.
В то же время соединение таких трех компонентов, как положений общей теории систем, идеи механизма правового регулирования (но не как синтеза всего и вся из жизни правовых явлений, а как механизма развертывания объективного права вовне) и знания о двойственной природе права (с одной стороны, оно - информационная система, содержащая в себе сведения об основных средствах правового воздействия, а с другой - главный элемент, основа реальной цепочки правовых средств, “выдвинувшихся” из объективного права в процессе урегулирования конкретного акта поведения) вызывает теоретическую “реакцию”, результатом которой предстает совершенно иной взгляд на понятие принципа права.
Ведь принципы права в том виде, в каком о них идет речь в традиционных формулировках их понятия, - это, на самом деле, не что иное, как информационное отражение в праве основных связей, реально существующих в правовой системе. В этом плане принципы остались, по существу, единственным информационным компонентом системы права, относительно которого не предпринимались попытки отыскать онтологический аналог, “двойник” в правовой действительности.
Собственно, все сформулированные на данный момент правовые принципы (за исключением надуманных) можно “разнести” по принципам-связям, то есть у каждого принципа-идеи можно найти принцип-отношение, на котором он базируется.
Отраслевые принципы-идеи основываются на двух группах правовых связей:
1) существующих в предмете отрасли;
2) в механизме его правового урегулирования, то есть между средствами правового воздействия на предмет.
Некоторые из этих принципов-связей могут совпадать. Например, важнейшей структурной связью в МПР (механизме правового регулирования) является правовая связь между субъектами, то есть правовое отношение. Вместе с тем предмет отрасли пронизывает именно правовая структура (система правовых отношений).
Рассмотрим в плане отыскания объективных аналогов некоторые правовые принципы-идеи. Так, принцип законности отражает существенную связь между реальным поведением и нормами права, а точнее, отношение соответствия между реальным (фактическим) поведением и требованиями права как информационно-управляющей системы. Или, например, закрепленный в гражданском процессуальном праве принцип равенства процессуальных прав сторон является отражением важнейшей особенности отношений субъектов в гражданском процессе, обусловленной, в свою очередь, равенством сторон гражданского оборота. А такие принципы-идеи, как диспозитивность (гражданское процессуальное право) и публичность (уголовно-процессуальное право), характеризуют особенности связей гражданского и уголовного процессов с материально-правовой сферой. Процессуальный принцип объективной истины базируется на связи процесса с его объектом и целью.
Часть принципов-идей, включенных в процессуальное право, является отражением принципов-связей в структурной организации судебной и иных юрисдикционных систем (участие присяжных и коллегиальность в рассмотрении дел и др.).
В системе права нужно различать:
а) принципы-идеи, которые она содержит как информационная система, и которые являются “идейным” отражением объективно существующих связей в МПР и объекте правового регулирования;
б) принципы собственной структурной организации системы права.
Речь идет уже о связях внутри самого права, о связях между его элементами: отраслями, институтами и т.д. Также существует взаимосвязь между принципами структурной организации права и принципами-идеями, которые оно содержит. Обусловленность последних принципами-связями между правовыми средствами и связями в предмете отрасли создает цепь закономерностей, выступающих объективной основой построения и совершенствования системы законодательства.
Такой подход заставляет законодателя в процессе нормотворческой деятельности не только обращаться к принципам-идеям, закрепленным в законодательстве, но и, в первую очередь, принимать во внимание принципы-связи, реально существующие в правовой системе. Тем более что первые в некотором роде есть результат его собственной деятельности.
Существуют утверждения о существовании системы принципов отдельной отрасли или в масштабе всей системы права. Хотя, на наш взгляд, аспект исследования проблемы правилен и перспективен, но не всегда подобные утверждения имеют соответствующую аргументацию. Ведь отраслевые принципы-идеи в совокупности могут составить систему минимум при двух условиях:
а) систему образуют принципы-связи, на которых базируются принципы-идеи;
б) принципы-идеи адекватно отражают систему принципов-связей, то есть не имеют лишних, включают необходимые и т.д.
Система связей (отношений) - это то, что в теории системного подхода именуется структурой. Поэтому вопрос о системе правовых принципов-связей - это вопрос о правовой структуре.
Выше уже отмечалось, что принципы-идеи базируются на двух основных видах правовых связей: в МПР и в предмете отрасли. Поэтому при попытке представить совокупность принципов-идей как систему предварительно нужно изучить этот момент. Ведь названные виды правовых связей относительно самостоятельны. Кроме того, правовой структурой обладает лишь предмет комплексной отрасли, а правоотношения, возникающие в предмете основной отрасли, в систему между собой не связаны. Хотя фактический материал для формирования принципов-идей они дают.
С другой стороны, если в результате исследования содержания какой-либо отрасли права будет установлено, что ее предмет характеризуется целостной совокупностью разнородных принципов-идей, то несомненно, что перед нами комплексная отрасль права.
Итак, правовые принципы (они же - принципы права, принципы правового регулирования) - это главные, определяющие, важнейшие структурные связи в объекте правового регулирования, внутри правовой системы и вне ее (связи с социальной средой), которые должны найти информационное отражение в содержании объективного права в виде принципов-идей.
Таким образом, они выражают закономерности права, правового регулирования, их природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.
В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.
К общеправовым принципам относят:
1) справедливость;
2) юридическое равенство всех субъектов права перед законом и судом;
3) гуманизм;
4) демократизм;
5) единство прав и обязанностей;
6) сочетание убеждения и принуждения и т.п.
Названные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.
Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят к межотраслевым. Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.д.
Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе - презумпция невиновности и т.п.
Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права) т.е. в определенных случаях могут приобретать статус источника права.

 


 

6.4. Юридические презумпции и фикции

Презумпция - это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, имеющих силу юридических фактов (основано на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом). В основе презумпций лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое -типичный, вероятный при данных условиях факт.
Правовая презумпция имеет следующие характерные черты:
а) прямо или косвенно закрепляется в праве;
б) в любом случае имеет значение для правового регулирования;
в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела.
Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона, предполагается, что все должны знать писаный закон. Эта презумпция была сформулирована и применялась еще в римском праве (“незнание закона никого не извиняет”). Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело.
А самой важной и, пожалуй, самой знаменитой юридической презумпцией является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность: его вину должен доказать обвинитель. Презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе закреплена в ст. 49 Конституции Российской Федерации.
В гражданском процессе действует обратная презумпция: презумпция виновности неисправного должника (должник, не исполнивший свое обязательство, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). Презумпции, таким образом, тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания.
Юридические презумпции можно подразделить:
1) по сфере действия - на общеправовые и отраслевые. Общеправовой является презумпция знания опубликованных законов (действует во всех отраслях права). Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда (действует в гражданском праве);
2) по юридической силе - опровергаемые (положения, которые допустимо оспаривать - например, презумпция отцовства) и неопровергаемые (положения, которые являются принципами права - например, презумпция невиновности);
3) по форме существования - легальные (предположения, которые закреплены нормами права. Например, отцом ребенка признается лицо, состоящее в браке с матерью ребенка) и фактические (предположения, основанные на разумных началах и житейском опыте. Например, положение, согласно которому при отсутствии доказательств необычные факты признаются несуществующими).
К таким же феноменам правовой действительности, которые, не будучи юридическими фактами, тем не менее, могут порождать юридические последствия, относятся и правовые фикции. В точном переводе с латыни -это выдумка, вымысел. Видный германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892 гг.) образно характеризовал правовые фикции как “юридическую ложь, освященную необходимостью”, как “технический обман”.
Под правовой фикцией понимается положение, которое в действительности не существует, но которому право придало значение факта (в установленных юридических процедурах). Так, в римском праве была фикция о признании “по вымыслу” иностранца римским гражданином, если он выступал истцом или ответчиком в гражданских сделках. Во французском праве существует фикция, которая гласит: если жена и муж погибли одновременно, первым погибшим считается муж. Эта фикция необходима для того, чтобы установить четкий порядок наследования. По российскому гражданскому праву днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим.
Теория права относит юридические фикции к особым средствам, которые используются для обеспечения формальной определенности права. Они упрощают правовые отношения и способствуют установлению справедливости.
Различают легальные и фактические фикции. Легальные фикции закреплены в законе. Например, в уголовном праве гражданин считается несудимым, если судимость в установленном законом порядке снята или погашена. Фактические фикции - например, положение о том, что незнание закона не освобождает от ответственности. Однако знание огромного массива законов является фикцией даже для юристов.
Таким образом, правовые фикции, как и правовые презумпции, устраняют неопределенность в правовых отношениях, вносят четкость и стабильность в правовое регулирование.

 


 

6.5. Право и экономика

В данном случае под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно - диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.
В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества (“экономического строя”), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом, то есть существование права как такового, во-вторых, определяет тот или иной тип права, в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. Маркс отмечал, что “право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества”.
В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс не рассматривали определяющее значение экономики по отношению к праву прямолинейно, не упрощали его: учитывалось влияние на право других факторов, других частей надстройки (“культурного развития общества”) и подчеркивалось, что базис оказывает влияние на право только в конечном счете.
В теории марксизма указывается на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Так, Энгельс писал о том, что право может, как способствовать экономическому развитию, так и тормозить его.
Разработанные К. Марксом и Ф. Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права, в принципе, достоверны. Однако в дальнейшем обратное влияние права на экономику было сильно преувеличено в теории и практике “социалистического строительства”. Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.
Оценку связей права и экономики следует проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере. Теоретические модели соотношения права и экономики исторически формировались в поисках оптимального соотношения между экономической свободой и экономическим равенством людей. Экономическую и личную свободу индивида считали главным Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк, хотя и понимали, что она, в конечном счете, порождает неравенство. Приоритет же равенства перед индивидуальной свободой отстаивал Жан-Жак Руссо.
В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хай-ек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей.
В современном мире через идею социального государства находится баланс в соотношении между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений).
В условиях рыночной экономики и перехода к рынку отмечают следующие направления использования правовой формы (проф. В.В. Лазарев):
а) определение целей экономического развития;
б) закрепление равноправия всех форм собственности;
в) определение круга субъектов рыночных отношений;
г) вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции;
д) продуманная налоговая политика;
е) формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики;
ж) установление юридических санкций за экономические правонарушения.
Таким образом, соотношение и взаимосвязи права и экономики определяются необходимостью:
а) создания правовыми средствами условий для нормального развития
рыночной экономики;
б) обеспечения справедливого распределения (перераспределения) доходов между различными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет, специальные социальные программы.
И сегодня это, по крайней мере, признаются многими современными государствами. Например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 8) в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные форма собственности.

 


 

6.6. Право и политика

Термин “политика” впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова “polis” - город-государство. “Именно в античных государствах, - пишет проф. А.В. Мицкевич, - зародилось и понятие политики как общественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) полиса, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Рима”.
В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы (прежде всего экономические, материальные) больших социальных групп: классов, народов, национальных, религиозных, профессиональных сообществ и других социальных общностей. Политика и возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающие своими особыми (а порой и антагонистическими, то есть прямо противоположными) интересами. Нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, и именно поэтому возникает потребность в особой форме организации общественной власти (государство) и в особой нормативной системе социальной регуляции (право), которые призваны сохранить целостность общества в его развитии и новом состоянии.
Все это определяет политическую природу государства и права, делает их явлениями политики, политической жизни общества. Более того, государство - “главный политик”, центральный субъект политической жизни и политической организации любого общества: если все другие субъекты политики (политические партии, профсоюзы, отдельные политики и др.) выражают интересы только своей социальной группы, то государство призвано направлять, координировать политическую деятельность, политическую борьбу всех других участников политики.
Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать “достоянием” какой-либо одной партии, социальной группы, и тогда в обществе последуют негативные последствия: тоталитарные режимы являются следствием именно такого поворота событий. Государство - “собственность” общества, оно должно принадлежать только обществу в целом (демократия) и выражать общие интересы всех социальных групп и слоев.
Политика может быть и антигосударственной (деятельность нелегальных партий, террористических организаций и т.п.). Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы. И сегодня поведение субъектов политики определяют, прежде всего, экономические интересы, а потом уже все остальные.
Право имеет политическую природу, ибо по своей сути является нормативной формой согласования воль и интересов больших социальных групп. Маркс отмечал, что “все юридическое в основе своей имеет политическую природу”. Однако взаимоотношения права и политики далеко не однозначны.
В отечественной литературе советского периода существовал такой подход: в праве опосредствуется только государственная политика, причем не вся, а лишь та ее часть, которая для своего осуществления нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, то есть возведении в закон (проф. С.С. Алексеев).
Однако право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начнет использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников исчезнет и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма (“неправовой закон”), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.
Поэтому говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом, достаточных оснований нет. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства.
Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а закон. Исходя из этих позиций, проф. Мушинский пишет: “Закон есть симбиоз права и политики. В нем сочетаются право и справедливость, с одной стороны, и политическая сила и целесообразность - с другой. Если взглянуть на современные законодательные органы - парламенты, то легко обнаруживается, что в них постоянно меняется соотношение политических сил. Интересы, которые представляет парламентское большинство, и будут, прежде всего, защищены в законе, хотя нередко за счет попрания права”.
Здесь только нужно учитывать, что права не существует вне форм его выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о законах, не имеющих правового содержания и представляющих собой бессодержательную юридическую форму (“неправовые законы” или “неправовое законодательство”).

 


 

6.7. Социальная ценность права

В отечественной науке ТТЛ это сравнительно новый вопрос. Разработка началась в конце 60-х годов. Первым, кто стал заниматься изучением вопроса ценности права, был проф. Алексеев С.С. (в 1968 году он написал статью о ценности права). В 60-е годы получила развитие аксеология - наука о ценностях. Юристы осторожничали, т.к. с 20-х гг. в нашей стране утвердился правовой нигилизм; право считалось временным явлением. В 30-е годы право выступало как карательный элемент, в нем видели репрессию. Негативное отношение к праву было и в 60-х, и в 70-х годах; можно сказать, что оно существует и в настоящее время.
По мнению проф. Тугаринова, ценности - суть, предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и пр.) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели, идеала. Ценность - то, что составляет благо для человека. В этом плане право рассматривается как ценность для общества в целом, для государства, для отдельной личности. Социальная ценность права имеет две стороны:
1. Инструментальная ценность права, выражается в том, что право полезно для общества, государства и отдельных индивидов, как регулятор общественных отношений (инструмент воздействия на общественные отношения), т.е. как инструмент социального регулирования, право это ведущий основной регулятор общественных отношений. Право полезно, прежде всего, для государства, т.к. оно является государственным регулятором общественных отношений. С помощью позитивного права государство создает в обществе необходимый для себя порядок. Однако право как инструмент социального регулирования может быть полезным не только для государства, но и для общества в целом, для каждого отдельного индивида.
2. Социальная ценность права выражается в том, что право изначально, по своей природе, как мера и гарант свободы для каждого отдельного индивида. Социальная ценность проявляет себя там, где позитивное право основано на естественном праве. В этом случае позитивное право призвано не только определять границы поведения индивида, но и защищать, обеспечивать его свободу, права и интересы. Право призвано быть мерой справедливости.
Ценность предметов и явлений проявляется по отношению к человеку. Ценность не внутренне присуща праву, а выражается в отношении к человеку. Поэтому собственной ценности право не имеет, сама по себе ценность права не существует. Всякому предмету имманентны определенные свойства (например, металл ценен благодаря своим свойствам). Точно так же и право. Иногда свойства права отождествляют с признаками, что не совсем правильно, хотя свойства могут быть отражены через признаки. Свойства, которые выражают социальную ценность права, оказывается присущи не только праву, но и многим другим социальным нормам, хотя в праве они выражены более ярко. Другими словами свойства права через признаки выражены вовне. Можно назвать следующие свойства права:
1. Право - это средство организации управления обществом, оно придает действиям людей согласованность.
2. Право - это действенное средство защиты существующего общественного строя.
3. Право - это средство обновления общества, фактор прогресса - развивает те общественные отношения, в которых общество заинтересовано.
4. Право - это выразитель справедливости.
5. Право определяет меру свободы личности в обществе.

 


 

6.8. Источники (формы) права

В данном случае речь пойдёт о формах права. Необходимо сразу заметить, что понятие “источник права” и понятие “форма права” имеют различное значение.
Вообще, понятие “источник права” в юридической науке не имеет какого-либо единого смысла и значения, тем не менее, обычно оно рассматривается, как минимум, в трёх смыслах (материальном, идеологическом и формально-юридическом):
1. В материальном смысле под источником права понимают сами общественные отношения, порождающие право. Право коренится в материальных условиях жизни общества (формы собственности, интересы и потребности людей и т.д.), т.е. право, правовые нормы всегда отражают своим содержанием те отношения, на урегулирование которых они направлены.
2. В идеологическом смысле под источником права принято понимать государственную волю, выраженную в праве. В праве всегда, так или иначе, выражена воля государства, которая может быть либо волей народа, либо волей каких-либо классов, социальных групп, индивида, но прежде чем нормы права появятся, они должны пройти через государственный механизм, т.е. должна сформироваться воля государства. Кроме того, в праве выражаются различные правовые учения, доктрины, правосознание и правовая культура в целом, мировоззрение и мироощущение индивида, общества.
3. В формально-юридическом смысле источник права - это форма установления и внешнего выражения правовых норм, т.е. в этом смысле понятие “источник права” говорит о том, каким образом устанавливаются нормы права и как они выражены во вне (его объективизация, материализация).
Согласно мнению большинства ученых-юристов, сложившемуся в науке ТТЛ, понятие “форма права” имеет два основных значения:
1) внутренняя форма права - это строение права, его внутренняя организация, структура права (иначе - система права). Она открывается при анализе права;
2) внешняя форма права - это внешняя оболочка права. Она характеризует то, как право, выражено во вне (в связи с этим, понятие “форма права” в этом значении отождествляется с понятием “источник права” в формально-юридическом смысле).
После длительных дискуссий по данному вопросу учёные-юристы договорились под источником права понимать внешнюю форму права, а под формой права понимать источник права. В настоящее время понятия “источник права” и “форма права” рассматриваются как тождественные.
В юридической науке источник права чаще всего понимается в формально-юридическом смысле, поэтому в науке ТГП источник права (форма права) - это форма установления и внешнего выражения действующих правовых норм. Нередко под источником права понимается также способ возведения в закон воли господствующего класса.
Источники права в формально-юридическом смысле можно подразделить на две группы: традиционные (основные, типичные) и нетрадиционные (неосновные, нетипичные, нехарактерные для права). Последние встречаются в правовых системах того или иного государства как исключение, особенность.
К традиционным источникам права относят:
1) правовой (санкционированный) обычай;
2) правовой (судебный или административный) прецедент;
3) нормативный (нормативно- правовой) акт.
Эти источники права существуют с древнейших времен и распространены повсеместно (они встречаются как источники права в правовых системах многих государств).
К нетрадиционным источникам права относят:
1) юридическую науку (или юридическую доктрину) - она являлась источникам права в Древнем мире и представляла собой деятельность, труды римских ученые - юристов, например, высказывания Гая, Павла, Уль-пианаи др.;
2) правосознание - это определенные идеи, взгляды, чувства, эмоции людей, их представление о праве и праве желаемом; обычно правосознание является источником права в тех государствах, где утвердилась традиционно - религиозная правовая система; в нашей стране этот источник права был особенно актуален в первые годы советской власти, когда основу правового регулирования составляло революционное правосознание;
3) нормативный договор - этот источник права имеет двойственную природу: является традиционным (основным) источником в международном праве, в то же время в национальном праве в качестве традиционного (основного) не рассматривается. Однако, в России ему все же придается определенное значение. Так, Федеративный договор регулирует отношения между субъектами Российской Федерации наряду с Конституцией РФ, также трудовому праву известно понятие “коллективный договор”, который к тому же является источником данной отрасли права;
4) принципы права - они часто применяются, например, судьей при пробелах в законодательстве;
5) права человека;
6) религиозные нормы и некоторые другие правовые явления.
Остановимся на двух традиционных источниках. Правовой (санкционированный) обычай - это исторически сложившееся правило поведения, которому государство придало общеобязательное значение. Простой обычай еще не является правовой нормой, т.е. источником права является не любой обычай, а только тот, который санкционирован государством (придана им общеобязательная схема). Иногда некоторые обычаи превращаются в право (когда их признают в качестве норм права). Совокупность правовых обычаев образует обычное право. Данный источник наиболее широко был распространен в государствах Древнего мира и Средневековья, но и в современных государствах обычай также встречается. В РФ правовой обычай распространен незначительно (например, ст. 5 Гражданского кодекса РФ -признает существование обычаев делового оборота, некоторые правовые обычаи также содержит Кодекс торгового мореплавания и т.д.).
Правовой прецедент - это решения судебного или административного органа по конкретному делу, которому государство придало общеобязательное значение, (оно служит образцом при разрешении аналогичных дел). С латинского языка слово “прецедент” переводится как “пример”. Сами по себе решения органов (судебных или административных) по конкретным делам нормами права не являются, т.к. содержат индивидуально - конкретные правовые предписания. Эти решения содержат предписания, адресованные конкретным лицам и рассчитанные на конкретную ситуацию. Однако, в ряде случаев государство придает решениям судебных или административных органов по конкретным делам общеобязательное значение, и они становятся источниками права. После придания таким решениям общеобязательного значения они становятся образцами при разрешении в дальнейшем аналогичных дел. Совокупность правовых прецедентов именуется прецедентным правом (или юридической практикой). Правовой прецедент возник и был достаточно широко распространен в государствах Древнего мира и Средневековья, но наибольшее распространение данный источник права получил в эпоху Нового и Новейшего времени. В настоящее время он широко распространен в Англии, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и некоторых других странах. В Российской Федерации этот источник права развития не получил, и, вообще, отрицается официальной доктриной как источник права.

 


 

6.9. Социальное назначение и функции права

Социальное назначение права в самом общем виде выражается в том, что право - это регулятор общественных отношений, т.е. право призвано регулировать, упорядочивать отношения между людьми в самых различных сферах общественной жизни. Более детально социальное назначение права выражено в его функциях.
Функции права - это определенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность и социальное назначение права. Следовательно:
1) функции права - это определенные основные и неосновные направления воздействия права на общественные отношения; функции права - это определенные стороны воздействия права на общественные отношения;
2) функции права - это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается сущность права;
3) функции права - это направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых выражается социальное назначение права.
Классификация функций права. В понимании функций права существуют два подхода: в социально-политическом аспекте и в социально-юридическом аспекте.
Социально-политический аспект. Поскольку право находится в тесном единстве с государством, а функции государства практически всегда осуществляются в правовых формах, то функции права во многом совпадают с функциями государства. В этой связи функции права можно подразделить, как и функции государства на: внутренние и внешние, постоянные и временные, основные и неосновные, на экономические, политические, идеологические, социальные, экологические. Вместе с тем эти классификации не выражают специфики права, как регулятора общественных отношений, поэтому в юридической науке принято выделять наряду с социально-политическими функциями права (вышеназванные) также социально-юридические или специально-юридические функции права, к которым относятся регулятивная и охранительная. Регулятивная функция выражается в позитивном регулировании общественных отношений и направлена на правомерное поведение субъектов права.
Эти функции подразделяются на:
1) регулятивно-статическую функцию (выражается в том, что право в своих нормах закрепляет определенные, установившиеся общественные отношения);
2) регулятивно-динамическую функцию (выражается в том, что право способствует развитию закрепленных им общественных отношений или накладывает определенные рамки на изменяющиеся, развивающиеся общественные отношения).
Охранительная функция выражается в том, что право охраняет, обеспечивает регулируемые им общественные отношения, и она направлена на неправомерное поведение субъектов права. Право, выполняя эту функцию, является гарантом законности и правопорядка. Это функция подразделяется на:
а) карательную (наказательную) функцию (выражается в применении карательных, “штрафных” санкций);
б) компенсационную (правовосстановительную) функцию (выражается в применении правовосстановительных санкций, т.е. применение мер защиты в восстановлении нарушенных прав и интересов).
Следует заметить, что взгляды на выделение функций права неоднозначно. Некоторые авторы выделяют еще и оценочную функцию, которая выражается в том, что право является критерием оценки поведения людей, при помощи права оценивается как правомерное, так и неправомерное поведение. Например, Радько подразделил функции права на регулятивную, охранительную и воспитательную. Профессор Горжинев подразделил функции права на функции правового регулирования (охранительная, регулятивная) и воспитательную. Профессор Алексеев предложил следующие две классификации:
1) регулятивную (статическая и динамическая); охранительную; воспитательную;
2) социально-политические (экономическая, политическая, социальная, идеологическая функции) и специально-юридические (статическая регулятивная, динамическая регулятивная, охранительная).

 


 

6.10. Типология права

Это специфическая классификация права и выражает она определенную концепцию правопонимания, то или иное общее понятие права.
Марксистско-ленинская теория для характеристик исторического развития права использовала категорию “исторический тип права”. Эта категория во многом совпадает с категорией “исторический тип государства”.
Исторический тип права - совокупность общих, существенных признаков, присущих правовым системам одной общественно-экономической формации, т.е. право в определённых конкретно-исторических условиях (оно выражает общие признаки различных правовых систем).
Марксистско-ленинская теория выделяла пять общественно-экономических формаций и четыре основных исторических типов права: рабовладельческое; феодальное; капиталистическое (буржуазное); социалистическое.
Каждый тип выражал; определённую ступень в историческом развитии права. В соответствии с марксистско-ленинской теорией право развивается от рабовладельческого типа к социалистическому (последний этап - нормы коммунистического общежития). В последнее время эта типология подвергается сомнению, т.к. она не совсем адекватно отражает процесс развития права.
В науке существуют и другие точки зрения по данному вопросу, например, своеобразной и весьма интересной является типология права, предложенная профессором Лейстом О.Э., который выделяет три типа права:
1. Сословное право. Для него характерно то, что оно делит людей на определённые сословия, устанавливает различный правовой статус этих сословий; данный тип права присущ правовым системам Древнего мира и Средневековья - рабовладельческое и феодальное право; памятники права носят сословный характер, т.к. они выделяют сословия или касты (варны).
2. Формальное или буржуазное право. Оно приходит на смену сословному праву, появляется в эпоху Нового времени и присуще буржуазному государству (право Нового времени). Правовые нормы отменили сословность и установили формальное равенство независимо от пола, национальности, размере дохода и т.д..
3. Социальное право. Оно присуще обществу Новейшего времени (право Новейшего времени). Социальное право отличается от формального тем, что оно устанавливает не только формальное равенство, но стремится и к фактическому равенству, оно связано с решением социальных проблем, направлено на повышение благосостояния народа,, пронизано гуманизмом,
заботой о человеке).
Основой данной типологии является не общественно-экономическая формация, а право как таковое, его специфика.
В свою очередь, проф. Алексеев С.С, пытаясь охватить развитие права в целом, отмечает, что право развивается от дикости, варварства к цивилизации, а именно, к гуманистическому праву. Рабовладельческое, феодальное право по своей сути не заботится о человеке, оно направлено против личности, его назначение состоит в преследовании, подавлении личности. Эта жестокость постепенно исчезает из права (на смену жестоким наказаниям приходят более гуманные и т.д.). Современное право повёрнуто лицом к человеку, защищает его, заботится о нём.
В настоящее время вопрос о типологии права чаще всего рассматривается по аналогии с вопросом о типологии государства, поэтому те подходы, которые используются при рассмотрении вопроса о типологии государства, применимы и при рассмотрении вопроса о типологии права. Поэтому при рассмотрении вопроса о типологии права сегодня используют:
1) формационный подход, учитывающий уровень экономического развития государства (материальную сферу);
2) цивилизационный подход, учитывающий пути возникновения и развития права (духовную сферу).
Формационный подход основан на марксистко-ленинской теории, которая признает базис (тип производственных отношений) решающим фактором и выделяет выше указанные типы права (рабовладетельское, феодальное, буржуазное, социалистическое). Цивилизационный подход в основном базируется на трудах английского историка А.Тойнби и в его рамках выделяются следующие типы права: право древних государств, право средневековых государств, право государств Нового времени и право современных государств. К данной типологии некоторые авторы добавляют еще классификацию права в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков: национально-правовая система (конкретного государства) и правовая семья (романо-германская, англо-саксонская, религиозно-традиционная).