Печать

Лекция 27. Правовое государство

Posted in Теория государства и права - Теория государства и права (А.А.Иванов_В.П.Иванов)

Лекция 27. Правовое государство

1. Возникновение и развитие идеи правового государства
2. Понятие и принципы правового государства
3. Права, свободы, обязанности личности и ее правовой статус
Некоторые ключевые понятия темы
Контрольные вопросы

1. Возникновение и развитие идеи правового государства

Человечество еще в глубокой древности искало идеалы такого общества, в которых бы находили свое отражение все представления людей о справедливом устройстве государственной жизни.
Первые попытки исследования связывались в первую очередь с поисками противовеса деспотизму правления монархов, а в республиках — с поисками более совершенных и справедливых форм жизни общества. Государство должно быть ограничено правом и тогда государство можно считать справедливым, так считали Аристотель и Цицерон.
В период феодализма к идее справедливости добавляется требование равенства. Эти исходные категории человеческого существования, как предполагалось, в целом позволили бы обеспечить права и свободы человека.
В процессе становления юридического мировоззрения в XVIII— XIX веках идея правового государства была направлена против феодальных пережитков. Огромный вклад в развитие его теории внесли Гроций, Гоббс, Локк, Монтескье, Спиноза и др. В России сторонниками правового государства были Б.Н. Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.
Гуго Гроций (1583—1645) заложил теоретические основы международного права на основе права и справедливости, но не силы, что для того времени было подходом новым и совершенно непривычным. Т. Гоббс (1588—1679), Д. Локк (1632—1704), Ш. Монтескье (1689—1775) обосновали концепцию разделения властей, с успехом реализованную при создании США. Д. Дидро (1713—1784), П. Гольбах (1723—1789), К. Гельвеций (1715—1771), Ж. Руссо (1721—1778) разработали современную теорию естественных прав человека (люди рождаются свободными и равноправными, государство создается путем общественного договора и должно защищать людей, делегировавшим ему часть своих правомочий).
“Если есть какое-либо средство искоренить зло в обществе, то оно состоит в том, чтобы заменить человека законом” (Ж.-Ж. Руссо).
И. Кант (1724—1804) обосновал исходный нравственный принцип “категорического императива”: “поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства”. Источник права и закона И. Кант видел в некоем “разумном начале”.
Г. Гегель (1770—1831) пошел дальше и разработал критерии различения гражданского общества и государства, где гражданское общество понималось как сфера социально-экономическая (семья, отдельные группы и слои людей, их отношения саморегулирующиеся), а государство — сфера политическая. Этот подход является основным и в настоящее время.
Гегель и Кант, по сути, разработали идею правового государства, хотя сами его так еще не называли. Термин “правовое государство” заимствован из трудов немецких юристов начала XIX в. (КТ. Велькер, Р. Моль). В англоязычной литературе подобный термин не используется. Вместо него говорят — “правление права”.
В России после Октября 1917 г. идея правового государства была объявлена буржуазной. Правовой нигилизм, разрешение вопросов по принципу “революционной совести, сознания и порядка”. Вскоре власть сконцентрировалась в руках партийно-государственного аппарата и установился тоталитаризм, сменившийся авторитаризмом. Эта идея активно критиковалась вплоть до конца 80 годов. Лишь в последние годы (после XIX партийной конференции КПСС 1988 г.) произошли существенные изменения во всех сферах общественной жизни и идея правового государства вновь заняла свое место как в трудах ученых, так и в государстве и в обществе. Был взят официальный курс на построение “социалистического правового государства”. Конституция РФ 1993 года провозгласила государство правовым.
Правовое государство — это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, но и практическое обеспечение и защита нрав и свобод, чести и достоинства личности.

 


 

2. Понятие и принципы правового государства

Для правового государства необходимы не только господство права и правовых законов (нормативно-правовой аспект), но и определенная правовая организация самой системы государственных органов, характера их взаимосвязей, способов формирования и т.п. (организационный аспект).
Правовое государство — это такая организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью правовых законов не допускает злоупотреблений со стороны самого государства.
“Пределы государственной власти при всех формах правления — это естественные права подданных” (Дж. Локк).
Существуют многочисленные подходы в отношении принципов (признаков) правового государства. Например, Итоговый документ Копенгагенского (1990) совещания Конференции по человеческому измерению ОБСЕ содержит следующие принципы правового государства: представительная форма правления, независимый суд, верховенство конституционных и обычных законов. Эти и другие принципы выступают в качестве признаков правового государства в отличие от “обычного”.
Принципы правового государства: верховенство правового закона, конституции, обеспечение ее прямого действия; гарантированность, реальность и защищенность прав и свобод личности.
В правовом государстве права и свободы не только провозглашены, но и имеются фактические условия и юридические механизмы для их реализации (развитое гражданское общество, эффективная и слаженная работа государственных учреждений, жизнеспособный рыночный уклад, обеспечивающий достойный уровень жизни людей, их свободное развитие, безопасность личности, ее имущества, собственности, наличие механизмов обеспечения восстановления нарушенных прав и свобод и т.д.).
Еще один важный принцип правового государства — взаимная ответственность государства и личности — проявляется в том, что:
- государство гарантирует исполнение прав человека (личности, гражданина) всеми юридическими и идеологическими средствами; оно вправе требовать от граждан и находящихся на его территории иностранцев соблюдения законов страны; может (и должно) устанавливать меры принуждения за нарушение правовых норм, при применении которых исключается административный произвол; при привлечении к ответственности личности государство должно всесторонне учитывать обстоятельства дела и строго индивидуализировать ответственность;
- личность располагает правом требовать от государства обеспечения реализации своих прав и обращаться за помощью для их защиты или восстановления;
- в случае несоблюдения прав или невыполнения обязанностей любой из сторон другая сторона имеет реальную возможность привлечь к ответственности нарушителя.
Правовой характер взаимоотношений личности и государства заключается в следующем:
- государство и личность должны выступать не противниками, а партнерами, имеющими взаимные права и обязанности, нести обоюдную юридическую ответственность;
- в государстве должен быть юридически определен порядок деятельности и поведения гражданина и властных структур; при этом деятельность государственных органов должна строго подчиняться принципу “разрешено то, что прямо предусмотрено законом” или “запрещено все, что не дозволено”, а деятельность граждан — “разрешено все, что прямо не запрещено законом”;
- должны быть законодательно закреплены и социально приняты начала политической и экономической основы общества: суверенитет народа, разделение властей, многообразие форм собственности и т.д.
Разделение властей и наличие механизма сдержек и противовесов — это еще один важный принцип государства.
Кроме того, к принципам правового государства относится эффективная полицейская система. И это не случайно, ведь в правовом государстве именно “полиция обязана обеспечивать безопасность личности, общества и государства, охранять собственность, другие права и законные интересы граждан”. При этом следует иметь в виду расширенное понимание полицейской деятельности, то есть слаженную работу не только собственно полиции, но и иных правоохранительных органов (“силовых структур”), обеспечивающих безопасность граждан и общества в целом.
Собственно полиция воздействует на общественные отношения из соображений поддержания надлежащего порядка и спокойствия следующими методами: административного надзора (например, наблюдение за безопасностью дорожного движения, проведение досмотров); прямого административного принуждения (введение карантина в местностях эпидемий, эпизоотий, административное задержание); административной юрисдикции (вынесение решений по делам об административных правонарушениях); полицейской помощи в случаях обращений граждан, а также при государственной регистрации (автомототранспорта, недвижимого имущества); лицензирования отдельных видов деятельности; паспортизации и регистрации граждан и т.д.
Условия (предпосылки) правовой государственности:
- экономические: многоукладность экономики (многообразие видов собственности); равенство участников экономических отношений; постоянный рост благосостояния народа.
- социальные: наличие саморегулирующегося гражданского общества со свободными гражданами; социальная защита населения.
- правовые: высокий уровень политического и правового сознания людей; исключение насилия и произвола над личностью; справедливость правосудия; приоритет прав и свобод личности; прочный правопорядок в обществе; демократия и законность; гибкий баланс между государственным, народным и национальным суверенитетом; применение принуждения только в крайних случаях и исключительно на основе права.
- нравственные: прочные основы в обществе начал гуманизма, справедливости, равноправия и свободы.

 


 

3. Права, свободы, обязанности личности и ее правовой статус

В самом общем виде правовой статус субъекта рассматривается как юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав, свобод и обязанностей. Следует различать правовой статус личности и правовой статус гражданина. Также нужно видеть различие между категориями “права человека” и “права гражданина”.
“Быть гражданином есть само по себе лишь положительное право и как таковое может быть отнято без внутреннего противоречия. Но быть человеком есть не условное право, а свойство по существу неотчуждаемое, и только оно одно, будучи принято за первооснову всяких прав, может сообщить им принципиальную неприкосновенность” (Вл. С. Соловьев).
Права человека — это его естественные возможности, обеспечивающие его жизнь, достоинство и свободу деятельности в различных жизненных сферах.Права гражданина — это направленная на удовлетворение интересов человека охраняемая законом мера его юридически возможного поведения, обусловленная принадлежностью этого человека к определенному государству.
Следует отметить, что особенностью советского периода истории нашей страны было явно недостаточное внимание к “правам человека”. Немало говорилось о правах советских людей, граждан, правах трудящихся. Однако просто человек и соответственно его права и свободы в отрыве от социальных (общественных, классовых, государственных) доминант попросту не рассматривался, а сами взгляды на “права человека” выступали не иначе как “проявление абстрактного буржуазного гуманизма”.
“Между правами человека и правами личности имеется неразрывная связь, так как “права человека — это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности” (АД. Гусев).
Права и свободы не следует отождествлять. Права личности (человека) — это определенные “свойства и особенности бытия личности”, которые являются необходимыми способами и условиями ее жизни в соотнесении друг с другом участников общественных отношений в различных сферах жизни, минимально гарантированными государством. Свободы же человека — это его права “от природы присущие”, на которые государство и общество должны ориентироваться и максимально их обеспечивать и всячески защищать.
В контексте общемирового понимания прав и свобод личности их принято рассматривать в развитии и говорить об их поколениях, т.е. о понятиях, характеризующих различные категории прав человека не только по содержанию, но и по времени их возникновения.
Первое поколение прав и свобод развивается с началом эпохи буржуазных революций XVII—XVIII вв. Исходной являлась мысль о существовании неотъемлемых личных, гражданских и политических прав человека, ограничивающих вмешательство государства в сферу его существования (право на жизнь, на равноправие в экономической и правовой сфере, неприкосновенность жилища, на свободу мысли, совести и др.).
Второе поколение прав человека утверждалось в процессе борьбы человека за улучшение своих социально-экономических и культурных основ жизни и оформилось к середине XX в. (право на труд и свободный выбор трудовой деятельности, на отдых, на образование, на социальное обеспечение старости, инвалидности, защита материнства, облегчение и правовое урегулирование женского и подросткового труда и т.д.). В отличие от либеральных ценностей прав предшествующего поколения для реализации социально- экономических прав и свобод требуется активная организующая роль государства. Поэтому права этого поколение иногда называют позитивными.
Третье поколение прав и свобод человека (коллективные права и свободы или “права народов”) стало развиваться после Второй мировой войны под воздействием осознания необходимости объединения прогрессивных человеческих усилий перед угрозой глобальных проблем человечества (право на мир, на благоприятную окружающую среду), а также в связи с настойчивыми тенденциями его развития (право на информацию). (Братановский С.Н.).
В настоящее время имеется ряд международных актов, в своей совокупности создающих универсальный стандарт прав человека. В частности это Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейская конвенция по предупреждению жестокого и бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (1984 г.) и др.
Важным инструментом защиты прав граждан стал институт омбудсмена — такой государственной должности, целью осуществления которой является обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Впервые этот институт возник в скандинавских странах (сборщик денежного штрафа — шведск.): Швеция (1810), Финляндия (1920), Норвегия (1955). Затем этот институт распространился и в иных странах: Австралия (1971), Ямайка (1970), Польша (1987), Венгрия (1989), Россия (1993) и др.
Практическая деятельность современных государств сталкивается с необходимостью в некоторых случаях ограничения прав и свобод человека. Эти ограничения заключаются: в исключении из общей совокупности прав и свобод человека, принадлежащих (либо предоставляемых) ему некоторых прав; в сужении объема и/или содержания конкретных прав и свобод путем установления властью пространственных пределов, временных рамок, круга лиц или определенных обстоятельств поведения индивидов. Условия ограничения прав и свобод строго оговорены: случаи необходимости обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других людей и, необходимости удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (Всеобщая декларация прав и свобод человека); необходимость поддержания государственной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны, предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или нравственности населения, охраны территориальной целостности и др. (Европейская конвенция); необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (Конституция РФ).
К конституционным обязанностям (прямо либо косвенно закрепляемым Основным законом) относятся: соблюдение конституции и законов, уважение прав и свобод других лиц, защита Отечества, уплата налогов и сборов, бережное отношение к природе и окружающей среде, забота о детях и нетрудоспособных родителях, забота о памятниках истории и культуры и др.Элементами правового статуса личности выступает гражданство как юридически признанная принадлежность человека к данному государству, выражающая его взаимоотношения с государством посредством взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Правосубъектность как способность лица самостоятельно иметь субъективные права, свободы, полномочия и обязанности — правоспособность, своими действиями осуществлять их — дееспособность и нести ответственность за поведение, нарушающее требование норм права — деликтоспособность.
Одним из элементов правового статуса личности называется позитивная юридическая ответственность, то есть ответственность, направленная в будущее — статутная ответственность. Она понимается как осознание субъектом правовых свойств своего действия (или бездействия), соотнесение поведения с требованиями действующих нормативно-правовых актов, как готовность претерпеть меры юридической ответственности за их нарушение.
Таким образом, правовой (юридический) статус личности можно определить как совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности последних в отношении данной личности.
Различают несколько видов правового статуса:
- конституционно-правовой статус человека и гражданина — это совокупность закрепленных в конституции государства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
- общий правовой статус — это совокупность право- и дееспособности, необходимых для возникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей, реализация которых не порождает конкретные правоотношения;
- специальный правовой статус — это совокупность прав и обязанностей определенной категории субъектов.
Правовой статус личности основывается на определенных, признаваемых государством фундаментальных началах (принципах) — наиболее общих, основополагающих положениях, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина. К ним относится равноправие, гуманизм, гарантированность, неотъемлемость, гармоничное сочетание прав и обязанностей, их самостоятельное осуществление человеком, взаимосвязь основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и др.

Некоторые ключевые понятия темы

Экономическая основа правового государства — это производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных равноправных и в одинаковой мере юридически защищенных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и других), обеспечивающих постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальная основа правового государства — это саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса, через систему социальных институтов, общественных связей реализующих свои творческие, трудовые возможности, личные права и свободы.
Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина — это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (либо в силу гражданства), которые защищаются государством и составляют ядро правового статуса личности.
Социальные права человека — это совокупность конституционных прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ (право на социальное обеспечение, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище, особые права детей и права инвалидов и т.д.).
Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом (право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право на равный доступ к любым государственным должностям и др.).
Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека (право на труд, право на отдых, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на получение наследства и др.).
Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие его от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование; своеобразие и автономию личности (право на жизнь; право на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства; свобода совести; право на неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.).
Экологические права человека — это особая разновидность конституционных прав человека, связанных с окружающей его природной средой, со взаимоотношениями природы и человеческого общества (право на благоприятную окружающую среду, экологически чистые продукты питания, экологически безвредные предметы повседневного спроса, экологически безопасные условия труда и т. д.).
Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями (право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества и некоторые др.).
Абсолютные права человека — это такие права индивидуума, которые не подлежат ограничениям ни при каких обстоятельствах.
Признание государством прав и свобод человека и гражданина — это подтверждение государством того, что права и свободы человека и гражданина имеют естественный характер и осуществляются человеком независимо от воли государства.
Соблюдение государством прав и свобод человека и гражданина — это точное следование государства, всех его органов существующим, им признанным правам и свободам.
Защита государством прав и свобод человека и гражданина — это деятельность государства по созданию механизма отстаивания прав и свобод человека и гражданина от чьих-либо посягательств, обеспечение их соблюдения всеми субъектами.
Ограничение прав и свобод человека — это обусловленное объективно-субъективными факторами, главным образом, политико-правового свойства, преследующее определенные цели, осуществляемое как правовыми, так и не правовыми средствами и способами, количественное и/или качественное умаление субъектами власти прав и свобод человека.

Контрольные вопросы

1. Этатистский подход к соотношению государства и права.
2. Либеральная концепция соотношения государства и права.
3. Сущность и признаки (принципы) правового государства.
4. Правовое государство: зарождение идеи, ее развитие и сущность идеи правового государства в России и становление новой российской государственности.
5. Факторы, ограничивающие вмешательство государства в частную жизнь граждан.
6. Ограничение прав и свобод личности, случаи его необходимости и его пределы.
7. Права и свободы человека: содержание и становление поколений.
8. Права человека и права гражданина, институт гражданства.
9. Гарантия прав личности: понятие и классификация.
10. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий.
11. Закрепление прав и свобод человека в законодательстве.
12. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.
13. Международные акты, закрепляющие права и свободы человека.
14. Взаимные обязанности и ответственность государства и личности.
15. Юридические обязанности и ответственность личности перед государством и обществом.
16. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации.